Почему так трудно вычислять лжецов

Кадр из сериала «Обмани меня» (2009–2011 годы)

Фото

«Кинопоиск»

Ложь вездесуща. Когда психологи попытались выяснить, как часто люди обманывают, оказалось, что это происходит практически во всех случаях социального взаимодействия. Однако есть нюанс: большинство людей слегка привирает, и лишь немногие «врут как дышат».

Умеем ли мы распознавать ложь

Если все вокруг лгут, было бы логично научиться разоблачать обманщиков. Но не тут-то было. Хотя многие считают себя искусными «детекторами лжи», на деле мы неспособны отличать ее от правды.

Степень точности, с которой удается определить лжецов, проверялась в ходе ряда экспериментов

И они подтвердили, что почти никто из участников не отличает обманщиков от честных людей. Средний показатель точности едва достигал 54% при допустимых 50% случайных попаданий. Проще говоря, большинство определяет ложь методом «пальцем в небо». Такие выводы отбивают охоту тешить себя иллюзиями насчет нашей способности вычислять лжецов по характерному поведению или речи.

Что на самом деле выдает лжецов

Несмотря на стратегические попытки скрыть обман и казаться как можно честнее, они все же допускают поведенческие и речевые промахи.

1. Минимум движений

Ученые обнаружили, что люди, которые говорят неправду, обычно стараются почти не двигаться: не шевелить пальцами и кистями рук, не шаркать ступнями, не ерзать на месте. Кроме того, обманщики дольше обычного смотрят в глаза собеседнику, реже моргают и реже улыбаются.

2. Изменения в речи

У тех, кто врет, слегка повышается голос. Вдобавок они несколько дольше обдумывают реплики, склонны опускать детали, поменьше распространяться о своих чувствах и периодически отдаляться от основной темы. Ответы лжецов обычно немногословны, а многие из них заполняют паузы непроизвольными вставками вроде «эм» и «гм».

Почему так трудно понять, где нам врут

Итак, научные данные говорят, что у вранья множество характерных симптомов. Но почему же нам так редко удается его распознать? Возможно, потому что мы пытаемся вычислить лжецов не по тем признакам.

Специалисты задались целью выяснить, на что обращают внимание люди, когда подозревают, что им врут. Увы, большинство из нас совсем не разбирается в поведенческих индикаторах лжи. За редким исключением все поголовно уверены, что обманщики непременно суетятся, дергаются и отводят глаза.

Но, как уже упоминалось, они как раз стараются не совершать лишних движений!

Даже признанные эксперты — полицейские, прокуроры и судьи — придерживаются ложных убеждений о характерном поведении лжецов. Это говорит о том, что даже многолетний опыт общения с теми, кто регулярно врет, не дает полного понимания, на что следует обращать внимание, пытаясь поймать кого-то на лжи.

И так происходит повсеместно: авторы одного исследования опросили респондентов из 75 стран и пришли к выводу, что практически все они ошибаются: например, думают, будто обманщики прячут глаза. Выходит, мы попросту не знаем, как ведут себя лжецы.

Можно ли научиться вычислять обманщиков

В интернете найдется немало экспертов, которые предлагают превратить вас в настоящий «детектор лжи» — разумеется, за деньги. Допуская, что все они гарантируют обещанный результат, несколько энтузиастов сравнили эффективность десятка обучающих программ и пришли к заключению, что они не столько учат распознавать ложь, сколько развенчивают мифы о поведении лжецов. Однако их прикладная польза относительно невелика.

Оказывается, когда люди врут, их поведение меняется настолько неуловимо, что этого почти никто не замечает

Мелкие промахи обманщиков слишком мимолетны и противоречивы, чтобы использовать их в качестве доказательства. Более того, не все проявляют одинаковые признаки лжи. Носа Пиноккио не существует.

Поскольку народные приметы не выдерживают никакой критики, тем, кто не теряет надежды освоить навык улавливать малейшие признаки обмана, придется учиться на собственном опыте. Тем не менее нужно осознавать, что обрести редкостный дар безошибочно вычислять лжецов очень и очень сложно.


Об эксперте: Кристиан Харт — профессор психологии Техасского женского университета, эксперт в области судебной психологии.