Почему так трудно распознать биполярное расстройство: две реальные истории
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Я пила антидепрессанты, но от них мне становилось только хуже»

«Я долгое время не понимала, что со мной, как и психиатры, — вспоминает Софья. — Мне ставили диагноз „депрессия“, потому что я не думала, что приступы гипомании — это что-то ненормальное, ведь они не настолько выражены. Думала, что таким образом себя ведут счастливые люди. Мама так и говорила: „Ты выглядела счастливой“. Но хорошего в этом мало, меня ужасно колбасило: депрессия длилась месяца четыре, затем ее сменяла на два месяца гипомания»

Так как девушке в течение четырех лет диагностировали именно депрессию, то она сидела на антидепрессантах. Но лекарства не помогали, а только ухудшали ситуацию: «Они вызывали гипоманию, из-за чего биполярное расстройство только усугублялось. Сейчас я продолжаю сидеть на таблетках, но они подходят моему расстройству. Мы с врачом долго к этому шли: вначале убрали тревожность, мне стало намного лучше. Приступы никуда не делись, но теперь они длятся не 3-4 месяца, а максимум 2-3 дня. Да и справляться легче, когда точно знаешь, что с тобой».

Слово «биполярочка» у Софьи не вызывает негативных эмоций, она сама любит пошутить над своим расстройством

К примеру, в статусе в социальных сетях у нее написано: Bipolar. Bisexual. BI-analyst. Потому что у нее есть не только биполярное расстройство, но и влечение более чем к одному полу и работает она аналитиком в сфере IT. Но шутки в духе «Выдумали себе» и «Это сейчас модно» ей не нравятся.

«Я как-то переписывалась со знакомым. Речь зашла о моем расстройстве, и он спросил: „Биполярку не выдумала?“ Я не поняла вопроса. Как можно выдумать биполярное расстройство? — возмущается Софья. — Это часть меня, она на всю жизнь останется, но я даже люблю, горжусь ею. Бесят только несведущие люди, которые думают, что биполярка — это когда ты часто меняешь мнение. Канье Вест написал чушь: „I hate being bipolar. It's awesome!“ („Я ненавижу свое биполярное расстройство. Но это потрясающе“). Ничего тут замечательного нет: в мании так же плохо, как и в депрессии».

«Я стал вором в законе на Комаровском рынке Минска и закончил в психоневрологическом диспансере»

«Все началось в 2015 году. Точнее, думаю, началось сильно раньше, но я не замечал и не осознавал своих эмоциональных качелей. А вот зимой 2015–2016 годов не заметить уже было нельзя, — вспоминает А. — Сначала меня начало выдергивать из сна. Ложишься спать, и через 15 минут снится что-то страшное — падение или авария. Ты сильно дергаешься и просыпаешься. После этого сна нет. Разве что еще один короткий заход минут на 15 уже на рассвете.

Потом у меня случилась первая паническая атака. Приступ был такой, что я в ужасе захотел спрыгнуть с 9 этажа, лишь бы это не испытывать. Кое-как отдышался. Первая — она всегда самая страшная. Это что-то, чего ты совершенно не знаешь о себе, — рассказывает парень. — Потом упадок сил. Невозможность сконцентрироваться. Нет идей. Нет желаний. Ощущение, что ты заблокирован. Как будто батарейки еще немного осталось, но пользоваться собой не можешь, потому что не знаешь пин-кода».

Герой начал «обход» врачей, но вначале у него диагностировали вегетососудистую дистонию

«Потом была тонна анализов всего и вся, включая МРТ. Ничего. Чист. Психотерапевт, психиатр, психолог, кинезиолог, иглорефлексотерапевт, гомеопат, остеопат, тета-хиллер, народные целители, бабки — чего только не было на моем пути в попытках выяснить, что со мной не так… — делится А. — Это был очень длинный путь, с огромным количеством неверных диагнозов и потерей здоровья, денег, отношений, репутации, бизнеса и работы.

Через 5 лет взлетов и падений с полноценной манией на выходе — когда я
стал пророком и Стивом Джобсом в одном флаконе, давал в 7 утра концерт на Арбате,
всерьез придумал, как подружить иудеев и мусульман, стал вором в законе на
Комаровском рынке Минска и закончил в психоневрологическом диспансере — только тогда мне поставили правильный диагноз и назначили лечение, которое, наконец, начало помогать. Если бы я сразу встретил крутого специалиста, этого всего могло бы и не быть».

Сейчас он вместе с женой, у которой тоже биполярное расстройство, ведет телеграм-канал «Биполярная семейка». Они живут полной жизнью, не унывают и реализовываются во всех сферах.

Комментарий врача-психиатра

Биполярное расстройство относится к расстройствам настроения, или аффективным расстройствам. Ответ на вопрос, что это такое, кроется в латинских корнях этого термина: биполярное можно понимать как «два полюса», аффективное — как «эмоциональность», то есть речь идет о двух совершенно противоположных полюсах настроения.

«Это расстройства, при которых основное нарушение заключается в изменении настроения: как в сторону его угнетения, субдепрессии, депрессии, так и в противоположную сторону — повышенного настроения, гипомании, мании. К счастью, они проявляют себя в разные промежутки времени, — объясняет врач-психиатр Михаил Баканов. — При расстройстве периоды повышенного или пониженного настроения могут продолжаться от недель до месяцев, могут сменять друг друга, повторяться. Классически это выглядит так: период депрессивных проявлений сменяется достаточно длительным состоянием привычного здоровья, которое сменяется периодом повышенного настроения с последующей его нормализацией, и по новой. Своеобразная прерывистая синусоида».

От степени выраженности расстройства зависит вопрос лечения: при легких и умеренных проявлениях возможно лечение в амбулаторных условиях, при более тяжелых предпочтение отдается стационару.

Депрессия vs гипомания

При пониженном настроении человека беспокоит слабость, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, поверхностный сон, плохой аппетит, плохая концентрация внимания, неуверенность в себе, пессимистическое видение будущего.

Гипоманиакальное состояние характеризуется легким подъемом настроения, повышенной энергичностью, активностью, работоспособностью, аппетитом, чувством благополучия, физической и психической продуктивностью. Часто среди симптомов отмечается разговорчивость, повышенная сексуальная активность, но сниженная потребность в сне и отдыхе.

«Внешне это двигательно активный человек. Улыбки, шутки, у женщин — яркие одежды и макияж, подчеркнутая сексуальность. С такими данными человек становится душой компании, „корпоративным моторчиком“, „зажигалочкой“. Общение с ним на короткое время оставляет только положительные эмоции и впечатления», — рассказывает врач-психиатр.

Если с признаками депрессии человек обращается к врачу и старается избавиться от пониженного настроения, то с гипоманией все с точностью до наоборот

На неосторожно предложенное лечение, скорее всего, последует ответ: «Я никогда не был таким здоровым и счастливым, как сейчас».

«Представьте себе, ранее средне темпераментный человек в корне меняется. Устоявшиеся традиции в коллективе и семье рушатся, все начинает невольно подчиняться необузданному веселому поведению. Это продолжается неделями, а то и месяцами с последующим возвращением к обычному состоянию», — объясняет Михаил Баканов.

Не все рады общению на таких качелях, не говоря уже о совместном проживании, которое становится тягостным: к улучшившемуся настроению со всеми перечисленными проявлениями могут присоединиться раздражительность, конфликтность, неконтролируемая трата денег, обращение в различные инстанции с реформаторскими предложениями и влюбчивость.

Михаил Баканов

Врач-психиатр