Вредные привычки, связанные с питанием, физическими нагрузками и работой, менять нелегко. Я годами пытался отказаться от фастфуда, меньше торчать за компьютером и подобрать подходящий комплекс упражнений.
У меня ничего не вышло, хоть я упорно искал систему, которая помогла бы правильно расходовать энергию и повысить качество жизни. Раз вы читаете эту статью, вам тоже наверняка хочется кое-что изменить. Давайте разберемся, почему полезные привычки приобретаются с трудом. Дело в том, что единой методики, которая облегчила бы задачу, нет — если, конечно, речь не идет о критической стадии химической зависимости или психического расстройства. Впрочем, и в этих случаях все сводится к попыткам отучить человека от вредных привычек, а инструментов для создания полезных никто не дает.
Чем это объяснить? Отчасти тем, что в обществе до сих пор бытует ошибочное мнение, что те, кто борется с зависимостью или психологическими проблемами, отличаются от остальных, «нормальных» людей. Это заблуждение чрезвычайно опасно: оно усиливает стыд и ставит клеймо позора на тех, кто пытается вырваться из западни. Из-за этого они боятся попросить о помощи.
Но не все так плохо. На сегодняшний день создана огромная теоретическая и практическая база, позволяющая изменить поведение людей, прежде чем они дойдут до критической точки. Вот что о привычках говорит наука.
1.Поведенческая психология
Когда мы думаем, чувствуем и действуем определенным образом в течение долгого периода, этот паттерн сохраняется в мнемонической системе. Информация обрабатывается разными типами памяти: смысловой (усвоение знаний), эпизодической (воспоминания о событиях), процедурной (приобретение навыков) — и хранится в имплицитной памяти, которая функционирует на подсознательном уровне. Главную роль в формировании привычек играет процедурная память. Давайте разберемся, как это происходит.
Классические условные рефлексы
Условные рефлексы — открытие русского физиолога Ивана Павлова. Они возникают через ассоциативные связи: условный рефлекс появляется при одновременном воздействии двух раздражителей, а затем усваивается как новая реакция.
Оперантное обусловливание
Оно основано на поведении, которым управляют его позитивные или негативные последствия. Эту концепцию сформулировал психолог Беррес Фредерик Скиннер: изучая поведение крыс, он обнаружил, что можно поощрять или предотвращать их поступки, используя систему вознаграждений и наказаний.
Обучение через наблюдение
Психолог Альберт Бандура считал, что мы приобретаем конкретный тип поведения, наблюдая за действиями, настроениями и эмоциями других людей. Изучая младенцев и маленьких детей, он обнаружил, что они копируют поведение окружающих. Эти выводы легли в основу его теории социального научения, суть которой в том, что для любого научения необходимы внимание, сохранение, воспроизведение и мотивация, в результате чего выстраивается поведенческая модель.
2.Нейробиология
Специалисты Массачусетского технологического института (МИТ) выяснили, что привычки создаются в результате активности нейронов. В зоне формирования привычки сконцентрированы нейромедиаторы, которые «выстреливают» в начале нового действия, затихают, пока оно продолжается, и снова наносят удар, когда оно заканчивается.
Базальное ядро, расположенное в переднем мозге, контролирует спонтанные движения, а также играет немалую роль в закреплении привычек — как хороших, так и плохих, — поскольку отвечает за внешнее проявление эмоций. Эта система связана не только с моторикой, но и с эмоциональной сферой.
Примеры привычек, доведенных до автоматизма: умение кататься на велосипеде, водить машину или чистить зубы
Профессор МИТ Энн Грейбиэль утверждает, что основная функция базального ядра — способствовать развитию привычек и преобразовывать их в автоматические действия. Таким образом, в мозге и памяти освобождается пространство для информации обо всем, с чем мы сталкиваемся изо дня в день. Примеры привычек, доведенных до автоматизма: умение кататься на велосипеде, водить машину или чистить зубы.
Тот же отдел головного мозга отвечает за развитие нежелательных или нездоровых привычек, нарушений пищевого поведения, тревожности, депрессивного настроения и зависимостей. Исследования нейронов базального ядра могут открыть новые возможности для психологической и медикаментозной практики лечения психических расстройств и зависимостей.
3.Инструменты самосовершенствования
В помощь тем, кто хочет развить полезные привычки, возникла целая отрасль. До появления современных технологий основным способом самосовершенствования были бумажные книги. Сейчас доступны электронные книги, онлайн-курсы, приложения и подкасты — ценную информацию можно получить, не выходя из дома.
Что еще?
Известно, что мы достигаем значимых изменений в привычном поведении благодаря двум ключевым факторам: мотивации и ответственности. Американское общество обучения и развития (ASTD) обнаружило, что, если кто-то публично обещает, что достигнет цели, его шансы на успех возрастают до 95%. Ответственность играет важнейшую роль в изменении и формировании привычек.
Вероятность отказаться от алкоголя или похудеть многократно возрастает, если поделиться своим намерением с друзьями, членами семьи или участниками интернет-сообщества.
Впрочем, несмотря на аргументы в пользу вышеупомянутых инструментов, врачи и психотерапевты применяют их редко, поскольку не считают, что так можно добиться успеха в лечении психических расстройств и навязчивых состояний.
Увы, волшебной таблетки нет. Единственный выход — начать работать над собой задолго до приближения к критической отметке
Однажды на конференции по проблемам психического здоровья я общался с коллегой. Мне запомнились ее слова: мы, эксперты в области медицины и здравоохранения, немногого достигли, пытаясь заставить людей от чего-то отказаться. Зато добились немалых успехов в том, чтобы переключать их на что-то другое.
Увы, волшебной таблетки нет. Единственный выход — начать работать над собой задолго до приближения к критической отметке. За ней только стыд, осуждение и горечь разочарования, а нормальная жизнь начинает казаться далеким островом, которого никогда не достичь. Но если научиться контролировать привычки, пока они не превратились в зависимости и тяжелые расстройства, появляется шанс не просто выжить, но и стать счастливым человеком.
Об авторе
Ади Яффе — психолог, специалист по зависимостям и психическим расстройствам, лектор Калифорнийского университета, руководитель образовательного проекта