В последнее время люди все чаще пишут в поисковых системах запрос: «Почему русские так мало улыбаются». Вопрос действительно интересный — и мы попросили нашего эксперта дать на него ответ.
«Улыбкой мы подкрепляем совместное позитивное переживание»
Анна Иванютенко, гештальт-терапевт
Первое, что приходит на ум, — это встречный вопрос: «А зачем им делать это больше?» Улыбка — один из способов налаживать коммуникацию, начинать ее и сглаживать острые углы. Она не обязательная, а опциональная часть коммуникации.
Когда мы обычно замечаем неулыбчивость русских? Как раз в тех ситуациях, когда в налаживании коммуникации нет необходимости, поскольку контакт является, во-первых, неизбежным, а во-вторых, функциональным.
Не улыбаются кассиры, кондукторы, официанты, врачи, полицейские, служащие почты, пограничники. Контакт с представителями этих сервисов и служб состоится независимо от того, приветливы они или нет, поскольку повод для него не улыбка, а оказываемая услуга или помощь.
Второй вопрос: «А кому улыбаться?»
В русской культуре принято улыбаться в близком кругу, играя с детьми, флиртуя, общаясь с друзьями
В деловых, коллегиальных и профессиональных коммуникациях улыбка не является чем-то обязательным.
Бытует мнение, что русские улыбаются редко, но искренне. Думаю, это можно перефразировать так: русские улыбаются не для налаживания и установления контакта, а в качестве реакции на то, что в этом контакте произошло. Если случилось что-то милое, смешное, доброе или радостное, то люди улыбаются друг другу. Улыбкой мы подкрепляем случившуюся общность.
Таковы наши традиции общения — улыбаться не для сближения, а когда оно произошло. Если необходимости в сближении нет, если контакт носит функциональный характер, то и повода для улыбки нет.
Гештальт-терапевт, социолог, ведущая тематических групп и онлайн-курсов, блогер
Личный сайт