«Недавно у меня была клиентка с необычным заказом: она хотела сделать на руках татуировки с буквами L (Left — левая) и R (Right — правая), чтобы они помогали ей ориентироваться в пространстве. И она не единственная — помимо нее, еще человек сто говорили мне, что подумывают сделать что-то подобное. Да мне и самой бы пригодилось!» — рассказывает мастер татуировки Ирина.
Оказывается, согласно исследованиям, от 15% до 30% населения имеют сложности с определением правой и левой сторон. Причем, как правило, с такой проблемой сталкиваются взрослые люди с высоким интеллектом. Женщины при этом чаще мужчин подвержены ей.
Обычно неумение различать право и лево не приводит к серьезным последствиям — да, можно иногда свернуть не в ту сторону или неправильно выполнить упражнение. Все это легко исправить. Гораздо хуже, если, например, хирург по ошибке проведет операцию не с той стороны тела пациента. В США, к слову, случается до 40 подобных врачебных ошибок в неделю!
Для выполнения такой, казалось бы, простой задачи требуется правильная работа как минимум двух процессов на уровне мозга
«Некоторые люди не могут различать правую и левую стороны автоматически, им нужно специально об этом задумываться. К примеру, если большую группу людей просят поднять правую руку, кто-то может по ошибке поднять сначала левую, или же ему придется немного подумать, чтобы правильно выполнить просьбу», — поясняет изучающий причины врачебных ошибок хирург Джон Кларк.
Для выполнения такой, казалось бы, простой задачи требуется правильная работа как минимум двух процессов на уровне мозга. «Сначала должен правильно сработать процесс пространственного восприятия — мы выбираем какую-то одну сторону, а не центр и не середину. Затем вступает в дело процесс обозначения — ведь мы должны соотнести с выбранной стороной правильное название — допустим, это «правая» сторона», — отмечает специалист по биомедицинской психологии из Бергенского университета в Норвегии Марко Андре Хирнштейн. Именно этот процесс чаще всего и проходит с затруднениями.
Любопытно, что у нас гораздо реже возникают проблемы с другими пространственными понятиями — мало кто путает «верх» и «низ» или заднюю и переднюю часть объекта. Так происходит потому, что эти понятия — абсолютные. «Мы интуитивно понимаем: «низ» — это то, куда падают предметы, «верх» — то, откуда они падают. «Передняя» сторона — та, которая к нам ближе, чем «задняя»», — объясняет Хирнштейн.
Иногда проблемы с различением правой и левой стороны все же могут сигнализировать о повреждении мозга
В то же время лево и право — понятия относительные. Чтобы их запомнить, мы зачастую прибегаем к «шпаргалкам» — например, запоминаем, что правая рука — это та, которой мы пишем, а левая — та, на которой носим часы. При этом недостаточно помнить лишь наши собственные левую и правую области, важно еще понимать, что эти понятия могут означать другие направления относительно других людей.
Психолог и автор книги «Правая рука, левая рука» Крис Макманус приводит следующий пример: «Представьте, что вам надо объяснить инопланетянину, что такое «право» и «лево», но он вас не видит, общение идет только голосом. Как это сделать? Оказывается, это очень непросто, особенно если у нашего инопланетного собеседника нет рук. В таком случае наши привычные «шпаргалки» оказываются бесполезны!»
Иногда проблемы с различением правой и левой стороны могут сигнализировать о повреждении мозга. К примеру, в редких случаях после инсульта развивается расстройство, известное как Синдром Герстмана. Страдающие им пациенты не способны отличать правую сторону своего тела от левой.
Впрочем, особенно беспокоиться не стоит: в большинстве случаев подобные трудности связаны не с какими-то расстройствами или нарушениями, а лишь с необычной особенностью мозга.