Мне было за тридцать, когда я впервые столкнулась с одиночеством. Отношения закончились, не успев начаться. Мой мужчина жил в Нью-Йорке, и я переехала к нему с надеждой на счастливое будущее. Но через пару месяцев мы расстались.
Я осталась одна в чужом городе, пытаясь свести концы с концами. Друзей в Нью-Йорке у меня не было. Неудивительно, что вскоре я почувствовала себя сиротой, отрезанной от всего мира.
Первый вывод, который я сделала из той ситуации: одиночество — результат отсутствия любви и близости, которых нам хотелось бы.
Когда чувствуешь себя невидимкой
Что пугает больше всего, так это ощущение, будто твое одиночество отталкивает от тебя окружающих. Однажды, будучи подростком, я сидела на железнодорожной станции, ожидая отца. Был солнечный день, я читала интересную книгу.
Рядом сел пожилой мужчина. Он несколько раз попытался завязать разговор. А мне совсем не хотелось поддерживать беседу. Мужчина ушел, а я только недавно, уже будучи взрослой, поняла, как сильно он хотел внимания. И мне стыдно, что тогда я не поболтала с ним.
Как я чувствовала одиночество на себе? Это было ужасно. Я будто стала невидимкой или оказалась в открытом космосе за миллионы километров от людей. Но в то же время чувствовала себя болезненно уязвимой в мире, созданном для семей и парочек.
Месяцы шли, и я все больше замыкалась. Мне не хотелось обременять друзей рассказами о своем состоянии, я просто боялась, что они в ужасе сбегут, и оттого становилась все более замкнутой.
Одиночество и несчастье были для меня синонимами
Позже я узнала, что чем дольше мы находимся в изоляции, тем хуже себя чувствуем. По мнению психологов, одиночество разрушает способность человека видеть смысл в социальном взаимодействии. Зачем нам люди? Зачем новые отношения? От них только боль. В итоге вакуум вокруг только увеличивается.
Говорят, что когда люди привыкают быть одни, они запускают так называемую социальную тревожность.
В таком состоянии человек видит мир в негативном свете, ожидая и помня только отторжение — будь то недружелюбная встреча в магазине или пренебрежительный тон друга, который при других обстоятельствах мы бы никогда не заметили.
Я действительно со временем стала чаще замечать плохое. Я и не понимала, что сама создала порочный круг, в котором становлюсь все более подозрительной. Самое страшное, что это состояние нелегко распознать самому.
Придавая смысл
В многолюдном Нью-Йорке я поняла еще одну вещь — одиночество поражает не только изгоев, но и людей в отношениях, людей, у которых полно друзей или которые ведут активный образ жизни. Я видела, как люди в браке испытывают настоящее одиночество, но боятся сказать об этом даже себе.
Почему? Просто существует негласное правило — мы должны вести активную, насыщенную жизнь, а одиночество — удел неудачников. И я тоже так думала. Я обнаружила, что мне страшнее признать себя одинокой, чем пережить такой опыт.
Но что плохого в том, чтобы потерпеть неудачу, или в том, чтобы погрустить? Мы стали слишком сильно бояться чувств, особенно негативных, несмотря на то что они — неизбежная часть жизни. И нет ничего постыдного желать любви и внимания.
Если вы видите злого человека, помните — он просто одинок
В какой-то момент я поняла, что не одна такая. Что в мире есть миллионы одиноких людей. Кто-то пережил тяжелую утрату, кто-то застенчив, кому-то не хватает социальных навыков. Кто-то стал изгоем еще в детстве.
Вы помните этих одноклассников, над которыми все смеялись или которых сторонились? Когда ребенка отталкивают или слишком жестоки с ним, он уходит в себя и становится одиночкой на всю жизнь.
Кто-то становится слишком агрессивным, а кто-то — слишком закрытым. Но именно так ведут себя обделенные любовью дети — замыкаются в себе или становятся озлобленными. Так они защищают себя от новых страданий.
Если вы видите злого человека, то помните, что он просто одинок.
Не надо стыдиться
Чем больше я осознавала, что не единственная жертва, тем более мягкой я становилась — к себе, к людям, которых встречала. У одиночества есть существенный плюс — оно заставляет быть внимательнее к другим и ценить новые отношения.
Моя внезапная изоляция открыла мое сердце. Поэтому я хочу сказать спасибо. Это было самое сложное время в моей жизни, но я справилась.