Почему мы боимся быть уязвимыми

Когда мы видим, как другой человек позволяет себе быть уязвимым, то чаще всего воспринимаем его открытость как проявление силы характера. Если же в подобной ситуации оказываемся сами, то видим в своей уязвимости слабость.

Преподаватель из Хьюстонского университета Брене Браун в книге «Великие дерзания» размышляет о причинах, по которым мы стесняемся и избегаем чувства беззащитности: «Нам нравится видеть голую правду и открытость в других людях, но страшно позволить им увидеть то же самое в нас самих. Уязвимость — это смелость в тебе, недостаток во мне».

Как мы оцениваем уязвимость

Специалисты из Университета Мангейма решили развить теорию Браун и выяснить, что лежит в основе такой двойственной оценки уязвимости. Ученые привлекли несколько сотен немецких студентов, чтобы выяснить, как разные люди воспринимают это чувство.

Во время серии экспериментов студенты представляли себя или других людей в различных ситуациях беззащитности: признание в любви к лучшему другу, признание серьезной ошибки на работе, просьба о помощи, адресованная бывшему начальнику, демонстрация своего несовершенного тела в бассейне. Затем участники оценивали ситуацию по степени уязвимости и отмечали, как они воспринимают ее: как проявление силы или слабости, как что-то, к чему нужно стремиться, или, наоборот, чего избегать.

Мнения участников сошлись в одном: каждая из ситуаций, предложенных в экспериментах, делала людей уязвимыми, кто бы ни проходил через это. Но, как и прогнозировала Брене Браун, студенты по-разному интерпретировали беззащитность. Когда в непростой ситуации оказывался кто-то другой, они воспринимали это событие в более позитивном ключе по сравнению с экспериментами, в которых представляли в уязвимом состоянии самих себя.

Те же самые выводы подтвердились при моделировании реальной ситуации уязвимости. Студентам сказали, что их разделят на две группы: одним придется без подготовки спеть песню перед аудиторией, а другие будут наблюдать за этим. К радости участников после заполнения опросников никому не пришлось выходить на сцену.

Почему уязвимость вызывает больше восхищения, когда ее демонстрирует кто-то другой?

Исследователи задались этим вопросом и решили выяснить, что происходило в голове участников во время экспериментов. Они попросили студентов объяснить, как они рисовали себе сценарии воображаемых ситуаций: конкретно или абстрактно, в подробностях или без деталей. Ученые выявили четкую закономерность: когда студенты представляли в уязвимой ситуации другого человека, они мыслили более абстрактно, нежели представляя самих себя.

Говоря психологическим языком, это означает, что они дистанцировались от воображаемого сценария. Когда мы мысленно отделяемся от какого-то события, нас меньше пугает возможный риск, мы больше фокусируемся на положительных сторонах этой ситуации. Допустим, представляем себе сценарий, в котором другой человек допустил серьезную ошибку. Скорее всего, мы подумаем: «В таком случае нужно признаться в содеянном и принести извинения». Но если представим на месте участника ситуации себя, то первым делом подумаем о рисках: «Я могу потерять работу, если признаюсь в том, что сделал».

Авторы исследования называют уязвимость «прекрасной неприятностью», потому что ей сопутствуют как большие риски, так и большие награды

Поставив себя в ситуацию беззащитности, мы можем испортить репутацию или даже потерять друзей. Но, с другой стороны, можем завоевать принятие со стороны других людей и обрести прекрасное чувство принадлежности. Также это исследование наводит на мысль: возможно, мы слишком переоцениваем риски и недооцениваем возможные положительные последствия для нашей жизни.

«Изнутри демонстрация уязвимости порой кажется проявлением слабости. Но со стороны такие действия могут выглядеть проявлением смелости. Иногда полезно попытаться преодолеть страхи и постараться увидеть красоту в неловкой ситуации», — подводит итог Браун.


Об авторе: Брене Браун — преподаватель-исследователь в Хьюстонском университете, автор книг «Дары несовершенства. Как полюбить себя таким, какой ты есть» и «Великие дерзания».