Младенцы способны формировать воспоминания
Несмотря на то что почти никто не может ничего вспомнить о первых двух-трех годах своей жизни, исследования показывают, что младенцы все же способны к запоминанию информации — просто у них работают другие виды памяти.
В первые дни жизни ребенок уже помнит лицо матери и способен отличать ее от посторонних. Через несколько месяцев дети обычно уже знают всех близких людей и чаще улыбаются тем, кого видят регулярно.
Кроме автобиографической памяти (позволяющей нам рассказывать о себе) существует немало других ее разновидностей — например, семантическая память, с помощью которой мы запоминаем важные факты — допустим, столицу своей страны. В свою очередь, процедурная память служит для запоминания действий — именно ее мы используем, когда открываем дверь или ведем машину.
В 80-х и 90-х годах прошлого века психолог Кэролин Рови-Коллиер в своих исследованиях доказала, что у младенцев эти виды памяти уже работают. Она провела несколько экспериментов с учетом возможностей малышей разного возраста.
В эксперименте для детей возрастом от 2 до 6 месяцев ученые помещали ребенка в кроватку и подвешивали сверху мобиль (вращающуюся игрушку). Сначала они измеряли, как часто малыш совершал движения ногами без посторонних раздражителей. Затем к ноге ребенка привязывали шнурок, а второй его конец прикрепляли к подвешенной сверху игрушке так, чтобы она двигалась каждый раз, когда малыш дергал ногой.
Ребенок быстро понимал, что теперь он сам может управлять движениями игрушки, и начинал двигать ногами значительно чаще, тем самым демонстрируя, что он запомнил взаимосвязь.
Для детей в возрасте 6–18 месяцев дизайн эксперимента изменили. Их уже не клали в кроватку — ведь малыш постарше спокойно лежать не станет. Ребенка сажали на колени к маме или папе и клали его руку на кнопку, которая запускала движение игрушечного поезда.
Сначала кнопка не работала — в это время исследователи замеряли, как часто ребенок будет нажимать на нее спонтанно, безо всякой цели. Затем система включалась, и поезд начинал двигаться каждый раз, когда ребенок нажимал на кнопку. Дети быстро усваивали правила игры и начинали нажимать гораздо чаще.
Но этим ученые не ограничились. Чтобы проверить работу памяти детей, через пару дней эксперименты проводились повторно. В этот раз малышам просто показывали подвешенную игрушку или поезд и смотрели, будут ли они чаще двигать ногой или нажимать на кнопку.
В результате Рови-Коллиер с коллегами выяснили, что в 6 месяцев ребенок, которого «обучали» в течение одной минуты, запоминал взаимосвязь примерно на сутки. Чем старше становились дети, тем дольше они могли сохранять такие воспоминания.
Психологи также узнали, что память о выученном у малышей сохраняется дольше, если дольше проходит и само обучение, а также если периодически напоминать им о эксперименте — например, просто показывая висящую над кроватью игрушку, вращающуюся саму по себе.
Почему у малышей еще не работает автобиографическая память?
Если дети уже в первые месяцы жизни способны запоминать информацию, почему мы не можем вспомнить себя в этом возрасте? Ученые до сих пор не знают точного ответа. Возможно, у малышей просто еще не работает автобиографическая память, а может быть, воспоминания сохраняются, но в более взрослом возрасте становятся недоступными.
На этот счет есть несколько теорий
По одной из них автобиографическая память требует осознания себя как личности. Чтобы формировать воспоминания о себе, мы должны быть способны мысленно посмотреть на себя со стороны.
Ученым удалось выяснить, в каком возрасте формируется эта способность, с помощью так называемого зеркального теста (он же применяется для оценки интеллекта у животных). Ребенку слегка пачкали нос румянами или помадой и затем сажали его перед зеркалом.
Эксперименты показали, что дети младше 18 месяцев просто улыбались, явно не понимая, что видят в зеркале себя и что у них испачкан нос. Зато малыши в возрасте от 18 до 24 месяцев сразу пытались стереть пятнышко на носу и даже выглядели смущенными — явно осознавая себя в отражении.Еще одна теория утверждает, что маленькие дети не способны формировать воспоминания о себе, поскольку еще не владеют языком — речь обычно осваивается на втором году жизни.
Возможны и чисто физиологические объяснения — например, гиппокамп (область мозга, во многом отвечающая за работу памяти) у малышей еще не полностью развит.
Тем не менее однозначного объяснения феномену младенческой амнезии ученые пока не нашли и исследования продолжаются.