«В нашу эпоху „пост-правды“ дезинформация распространяется не только потому, что люди верят пропаганде, но и потому, что иногда предоставляют заведомой лжи „моральный пропуск“», — пишут исследователи из Лондонской школы бизнеса.
То есть людям кажется не столь неэтичным распространять ложь, если они считают, что в какой-то момент та может превратиться в правду. Этот психологический механизм, в частности, используют политики-популисты. Они делают перед своими сторонниками, мягко говоря, неоднозначные заявления, которые те охотно распространяют — так как безоговорочно верят в картины рисуемого кумиром будущего, отмечают ученые.
Чтобы разобраться, как это происходит на практике, исследователи провели шесть экспериментов с участием свыше 3600 добровольцев
В ходе каждого эксперимента участникам высказывали различные утверждения, которые несомненно были ложными, а затем просили их подумать, каким образом эта дезинформация в будущем может превратиться в правду.
Так, в одном из экспериментов принимали участие 447 студентов Лондонской бизнес-школы, приехавшие из 59 стран мира. Студентов попросили представить, что их друг солгал в своем резюме — он указал, что владеет навыком финансового моделирования, опыта которого у него на самом деле нет.
Затем участникам изложили возможную ситуацию, в которой эта ложь станет правдой: «Если ваш друг за лето пройдет курс финансового моделирования, у него этот навык появится». В результате студентам ложь приятеля уже не казалась столь недопустимой.
В ходе другого эксперимента 599 американцам представили шесть заведомо ложных политических заявлений, составленных таким образом, чтобы их можно было отнести к республиканской или демократической партии. Затем часть участников попросили сделать по каждому из заявлений прогноз, каким образом оно может стать в будущем правдивым.
Оказалось, что стоит людям задуматься на эту тему, как им начинает казаться, что в любой, даже самой отъявленной дезинформации содержится зерно правды, которая со временем выйдет наружу
Поэтому ничего зазорного в распространении таких сведений нет. Причем особенно ярко этот эффект проявляется, если ложное заявление соответствует политическим взглядам человека. Даже когда исследователи просили участников дважды подумать, прежде чем решать, можно ли делиться в соцсетях заведомо ложной информацией, которую они считают «перспективной», их мнение не менялось.
Это очень тревожные результаты, демонстрирующие те опасные последствия, которые может иметь политическая пропаганда в СМИ, отмечают ученые. Утверждения, которые со временем, возможно, станут правдой, проверке не поддаются — в отличие от настоящей правды.
Поэтому так трудно переубедить людей, которые фанатично верят в то, что у каждого ложного заявления есть правдивая суть. И что она непременно проявится в будущем.
Источник: статья в