На приеме сидит девушка Оля и чуть не плачет.
— Мы встречали Новый год вместе с моими родителями.
— Вы — это?… — уточняю я.
— Я и Павел. Мы были вместе больше года, он сам предложил поехать к моим родителям. Я обрадовалась, думала, это знак, что у нас все серьезно. И вдруг отец что-то спросил у него, я даже не расслышала, что. Но Павел резко замолчал, извинился, сказал, что ему надо ехать, — Оля достает платок, вытирает глаза и нос.
— И что было потом?
— Ничего! Вообще ничего! Я звонила и каждый раз — автоответчик! Писала, но бесполезно. Я не понимаю, как мне быть. Я бы даже извинилась, но за что? Я ведь не знаю, в чем дело.
— И как вы себя чувствуете сейчас?
— Ужасно! Я встречалась с подругами, они говорят, что он дурак. Но я не могу так думать, ведь у нас все было хорошо. Я пыталась просто выкинуть из головы все это: в кино ходила, на мюзикл, куда давно хотела, ходила, но не помогает. Я перестала спать, засну ненадолго — и просыпаюсь с мыслью о Паше, что случилось и зачем он так со мной. Ничего не помогает! Я поэтому к вам и записалась.
— Оля, а вы хотели бы встретиться с Павлом, поговорить откровенно обо всем, задать ему все вопросы?
— Конечно! Но как?
Понимаю, встреча кажется невозможной, но у нас в руках удивительный инструмент — психодрама
С ее помощью мы можем воссоздать обстоятельства и возможности, которых у нас нет в реальности.
— Представьте, пожалуйста, — прошу я Олю, — какое-то место, где вы с Павлом могли бы встретиться, не по договоренности, а случайно?
— Наверно, на улице или в метро.
Я немножко помогаю, и с помощью немногих подручных средств — стулья, цветные шарфы, — мы создаем мизансцену прямо в кабинете.
— Где бы находился Павел, как бы он выглядел?
— В джинсах, в куртке, может, он присел на лавку, чтоб спокойно посмотреть в телефон — ему кто-то написал, — импровизирует Оля.
— Можете показать? — прошу я, и она тут же легко показывает. Выражение ее лица мгновенно меняется: только что она была заплаканной, а тут брови сходятся, появляется выражение сосредоточенности.
Она даже не заметила, что уже вовлеклась в ролевую игру — Оля в лицах разыгрывает диалог, который мог бы состояться. Она говорит за себя и за него, задает вопросы, которые ее мучали.
— Почему ты исчез?
— Что я для тебя значила?
— Какие у тебя планы на будущее?
— Что ты ко мне чувствуешь?
Оказывается, Оля знает про Павла гораздо больше, чем ей казалось, — сейчас эти знания просто поднимаются на поверхность
Она догадывается, что дело было вовсе не в вопросе, который задал молодому человеку ее отец, — просто в этот момент Павел осознал, что не готов к серьезным отношениям, к обязательствам. Но не знал, как это объяснить ей, поэтому просто сбежал, можно сказать, «трусливо», но Оля не обвиняет его. Она говорит «Павлу»:
— Я думала, ты взрослый мужчина, но я ошиблась, ты во многом еще не выросший мальчик, тебе нужно повзрослеть, прежде чем строить семью. Мне нужен другой человек.
Время нашего сеанса подходит к концу, и пора заканчивать психодраматическое действие. Приходит время прощаться — и Оля «отпускает» Павла, поблагодарив его за те счастливые минуты, которые они пережили вместе, и за то, чему она научилась за время общения с ним.
Оля совершенно преобразилась: всхлипывания давно утихли, она дышит легко, выглядит спокойно и уверенно, голос стал тверже. Мне кажется, что наша работа завершена, но Оля хочет назначить еще одну встречу: «чтобы наверняка», — объясняет она с улыбкой.
Как себе помочь в ситуации гостинга
Теперь я поясню то, что происходило, и предложу вам технику, с помощью которой вы сможете облегчить свое состояние, если вы пострадали от хостинга.
«Пока работа остается незаконченной, в нас сохраняется напряжение, мы недоступны для чего-то иного. Внезапно мы начинаем „пережевывать“ прошлое и думать о том, что могли бы или должны были бы сказать или сделать, чтобы все произошло иначе», — писала Анна Шутценбергер, французский психодраматерапевт русского происхождения, ученица создателя психодрамы Якоба Морено и автор учебника «Психодрама» — того самого метода, которым я пользовалась на сеансе с Олей.
Чтобы завершить ситуацию и получить возможность двигаться дальше, нам нужно «завершить» отношения с человеком, который для нас стал недоступен
Для этого мы создаем психодраматическую сцену. Разыгрывая ее, мы не только по-новому видим ситуацию, — у нас в мозгу образуются новые нейронные связи, с помощью которых мы сможем в будущем вести себя иначе и жить счастливее.
Так как же быть в ситуации гостинга? Если ваши отношения разорвались, вы не успели что-то высказать партнеру или о чем-то спросить, вы можете использовать часть этой техники, чтобы завершить эти отношения. А именно написать ему письмо:
Напишите длинное письмо — не стесняясь в выражениях, опишите в нем все, что испытываете сейчас. Ведь обрыв близких отношений равносилен остановке мощного локомотива, когда вдруг закончились рельсы, — душевная травма неминуема.
Затем прочтите письмо и наблюдайте за собой.
Допишите письмо, если в голове появятся новые мысли. Прочтите еще раз.
Читайте вслух до тех пор, пока не утихнут эмоции в теле.
Не стоит уничтожать письмо, но нельзя его отправлять адресату.
Уберите его в надежное место — со временем письмо забудется, если с его помощью вы смогли закрыть для себя эту тему. Если не забудется и будет «фонить», проделайте работу с ним еще раз.
Это терапевтическая техника самопомощи — вместе с тем письмо может быть хорошим входом в психодраму, если вы решите обратиться за помощью. Волшебство психодрамы в том, что, с каким бы запросом клиент ни пришел к психодраматерапевту, его сцена, которую он сам «построит», и его мини-пьеса всегда будут иметь счастливый конец.
Это игра, это немного даже созданная нами сказка, но целебность метода в том, что мы убираем неверное представление и иллюзии, меняем сценарий и превращаем все это в историю с хорошим концом. Познакомиться с методом и перепрожить любой момент вашей жизни вы сможете на фестивале «Дни психодрамы», который проводится ежегодно в разных городах России.
Приглашаем всех желающих на «
Специальные гости:
Моника Зуретти — прямая ученица Якоба Леви Морено (Аргентина)
Клаус Эрнст Хартер — директор Института Морено (Уберлинген, ФРГ)
Сертифицированный психодраматерапевт, социометрист и групповой терапевт, трансгенерационный терапевт, член Ассоциации Психодрамы России, терапевт ИПКиРТ