Старшеклассники американских школ и студенты вузов в последние годы обращаются за помощью к психологам и психиатрам вдвое чаще, чем их сверстники в 1980-е годы. Таков один из неутешительных выводов статьи психолога Джин Твендж, основанной на обобщении данных наблюдений за 7 миллионами человек1.
И остальные выводы ничуть не более приятны. Неуклонно растет число детей и подростков с диагнозами «депрессия» и «синдром дефицита внимания и гиперактивности», дети все чаще жалуются на трудности с концентрацией, проблемы с памятью и сном (по сравнению с 1980-ми годами число жалоб на бессонницу выросло на гигантские 73%).
Гаджеты не виноваты
Эту проблему вряд ли можно считать сугубо американской. Хотя бы потому, что аналогичные данные в отношении английских подростков приводит британская неправительственная организация YoungMinds2. Психологи же предполагают, что мы имеем дело с тенденцией, затронувшей все развитые страны мира.
Велик соблазн объяснить ее растущей популярностью психологии и осведомленностью родителей о психологических проблемах. Это весьма известный феномен: чем больше мы знаем о болезни и чем чаще слышим о ней, тем выше вероятность обнаружить ее симптомы у себя или своих близких. Особенно если речь идет о психологических проблемах.
Но эксперты уверены, что душевное здоровье и психологическое благополучие современных детей и подростков действительно находятся на более низком уровне, чем еще 30 лет назад.
Многие подростки понятия не имеют о том, что у них депрессия, но жалуются на ее симптомы
«Например, они испытывают те же проблемы с памятью или сном, — поясняет Джин Твендж. — Поэтому приходится признать, что мы имеем дело с объективной картиной».
Другое расхожее объяснение состоит в том, что во всем виноваты проклятые гаджеты и интернет. Они лишают детей сна и покоя, душевного здоровья и счастья человеческого общения.
Но и тут концы не сходятся с концами. Неуклонный рост тревожной статистики отмечается с 1990-х годов — то есть с момента, когда ни сотовые телефоны, ни интернет еще не играли в нашей жизни той роли, которую играют сегодня.
Большие ожидания
В чем же причина? Мнения специалистов на этот счет расходятся. Сама Джин Твендж полагает, что дело прежде всего в постоянно растущем социальном давлении. За прошедшие десятилетия выросло число разводов, усилилось социальное неравенство, что не может не оказывать негативного влияния на психику детей.
Кроме того, всеобщая погоня за успехом привела к тому, что родители все больше «нагружают» детей ожиданиями и ответственностью, что тоже не способствует психологическому благополучию.
«Мы наблюдаем серьезное смещение жизненных целей детей и подростков, — отмечает Джин Твендж. — Ранее они были более достижимыми, зависели преимущественно от самих детей. Теперь же перед ними все чаще стоят социально обусловленные цели, достижение которых может никак от детей не зависеть».
И уже это является очень серьезной потенциальной причиной депрессии
Эта мысль косвенно подтверждается выводами психолога Дафны Бассок. В своей недавней статье3 она приводит примечательную статистику. Еще в 1998 году лишь 30% педагогов считали, что дети должны учиться читать уже в детском саду.
В 2010 году процент педагогов, придерживающихся такой точки зрения, вырос до 80. Это значит, что с самых первых лет жизни детей все больше ориентируют на достижения, знания, успехи.
Дайте им поиграть!
Впрочем, многие эксперты видят истоки проблемы в другом. И статистика Дафны Бассок трактуется ими иначе. Так, психолог Питер Грей убежден: главная беда не в том, что детей в детсадах учат читать. А в том, что делается это за счет времени, которое должно отводиться детям на игры.
О важности игры для развития ребенка философы и психологи пишут уже не одно столетие. Процесс игры — один важнейших процессов для формирования мозга человека в первые годы жизни.
Именно в игре мы учимся общаться, управлять эмоциями, совершать выбор в пользу добра или зла
Игра — это пространство свободы, считает Питер Грей. В нем дети сами устанавливают правила, получают навыки независимости, храбрости, преодоления трудностей. Сегодня это пространство тает на глазах, как шагреневая кожа.
На детских площадках дети играют под неусыпным надзором родителей и нянь, готовых вмешаться в игру по первому всхлипу — и тем лишив мальчиков или девочек шанса справиться с проблемой самостоятельно. А детские сады и школы все больше жертвуют временем для игр в пользу дополнительных учебных занятий, без которых ведь не стать умными и успешными.
Мысль Питера Грея и многих его коллег предельно проста. Детям нужно вернуть возможность играть. Вот только стоит оговориться. Хотя гаджеты и интернет не виноваты, речь идет все-таки не о компьютерных играх.
1 J. Twenge «Time Period and Birth Cohort Differences in Depressive Symptoms in the U.S., 1982–2013». Онлайн-публикация на сайте журнала Social Indicators Research от 5 июня 2014 года
2 Подробнее по ссылке: youngminds.org.uk
3 D. Bassok et al. «Is Kindergarten the New First Grade?». Онлайн-публикация на сайте SAGE Publications от 6.01.2016