«Из этой энергии рождаются творческие идеи»
Диана, 27 лет, художник, дизайнер интерьеров и украшений
Красота — зона моего максимального удовольствия. Если чувствую себя красивой — все остальное идет в моей жизни прекрасно, появляются новые профессиональные проекты. Если же что-то перестает в себе нравиться — начинается утечка энергии.
Я сделала несколько пластических операций. И когда мне говорят, что я просто ленива и не занимаюсь спортом, отвечаю, что тренировки помогают подтянуть тело, но не дают кардинально иную физическую форму.
Я уверена, что мечта похожа на пружину. Когда ты ее осуществляешь, тебя взрывной волной относит в новые дали. Туфли красивые купила, подстриглась или сделала процедуру для лица — и из этой энергии рождаются творческие идеи. Кажется, что процесс примитивный, зато работает. А когда я корректирую лицо и тело, как хочу, это дает мне двойной заряд энергии на воплощение того, что связанно с творчеством и с бизнесом.
Я не считаю, что природа — конечная инстанция. Тело, сконструированное врачом, гораздо интереснее природного. Мне часто говорят: человек, который себя любит, не прибегнет к тюнингу. Не надо путать меня с девушками, которые делают это «на продажу». Я все делаю лишь для собственного хорошего настроения.
Если посмотреть, что выгодно на рынке спонсоров, можно все это на себя «надеть» и войти в целевую аудиторию «одаривателей». А я не выгляжу как персонаж, который вписывается в этот эталон, и стараюсь только для себя.
Меня спрашивают: «Зачем ты делала операции, ведь ты и так хороша?» Я художник, мне нравится визуальная картинка, игра в утопии, создание вокруг себя той эстетики, которая мне интересна. Поэтому я пишу картины, создаю дизайн домов, коллекции украшений. И видоизменение внешности — часть этой игры.
Наш мир проекционный: можно изнутри, силой своей личности повлиять на внешние события, но точно так же реально, воздействуя снаружи, изменить свое внутреннее состояние. Меняя себя внешне, я прихожу к радующему меня балансу. И когда чувствую, что могу легко пластифицировать лицо и тело, появляется ощущение, что и весь мир пластичный и податливый.
«Героиня вполне осознанно относится к телесным изменениям, но идет по тонкому льду»
Марина Мяус, психолог
Наша героиня выбирает путь пластики, но из ее рассказа следует — это не единственное, что ее интересует. Мы видим человека, который увлечен работой, творческими проектами. К тому же она анализирует процесс собственных телесных изменений, связанные с этим чувства и возможные последствия.
У нее, очевидно, нет сверхожиданий, что лишь операции кардинально изменят ее жизнь. Она открыто говорит, что любит утопии, и эксперименты с внешностью — своеобразный перформанс. Она не идет на операции из-за того, что определенные стандарты востребованы у партнера или социального окружения, заявляя, что все делает исключительно для себя и своего удовольствия.
И, казалось бы, тут нет явной зависимости от чужого мнения, предполагающего, что у человека нет своего пространства целей и желаний. Тем не менее определенная зависимость есть.
Видоизменения внешности рискуют стать допингом, с помощью которого добывается энергия, в том числе и для других жизненных сфер. Героиня идет по тонкому льду: излишние медицинские манипуляции опасны, а возможности тела не безграничны. Однажды придется остановиться и научиться генерировать витальную энергию иным способом.
Хочется надеяться, что она сможет вовремя сказать себе «стоп» и не провалиться в невроз, а найти новый, уже не телесный «колодец», из которого будет черпать идеи и вдохновение.
«Через неизбежно меняющееся с возрастом тело мы учимся принимать ограничения реальности»
Лев Хегай, юнгианский аналитик
Со времен Платона европейский человек уверен, что Истина, Добро и Красота пребывают в единстве. Поэтому мы автоматически воспринимаем человека, посвящающего себя красоте, как творящего правильные, благие дела. Однако ощущение себя красивой нужно героине для поддержания иллюзии всемогущества.
Подобно многим современным людям, зараженным нарциссизмом, она хочет «прогнуть» мир под себя, тогда как в действительности мир «прогибает» ее. Заметна ее амбивалентность к социальному давлению. Она заявляет, что руководствуется внутренними субъективными критериями красоты, но все равно, обращаясь к пластическим хирургам, косметологам и модным трендам, делает то, что хочет от потребителя рынок.
Это пример парадокса нарциссической версии индивидуализма: чем больше человек озабочен выражением своей индивидуальности, тем больше он во власти коллективных стереотипов. Оригинальность превращается в банальность. Вместо содержания ощущается пустота.
Через неизбежно меняющееся с возрастом тело мы учимся принимать ограничения реальности. Признавая верховенство законов природы над безграничным в своей изобретательности человеческим умом, культивируем смирение перед чем-то большим, чем наше эго.
Хотя героине рассказа нравится играть в то, что «мир пластичен и податлив» ее воле, ей придется осознать, что созидание подлинной индивидуальности и глубины собственной личности происходит не у пластического хирурга, а в коллизиях и страданиях реальной жизни, заставляющих нас переосмысливать разные явления, события, действия.
Об экспертах
Марина Мяус — психотерапевт, семейный психолог.
Лев Хегай — психолог, юнгианский аналитик, со-основатель Московской Ассоциации Аналитической психологии (МААП), старший преподаватель МИП.