Кадр из фильма «Солнцестояние» | Источник: Соцсети

Кадр из фильма «Солнцестояние»

Фото

Соцсети

Кто такие плакальщицы

Труд плакальщиц уходит корнями в Древний Египет и Античную Грецию. На Руси без них не обходились не только похороны или поминки, но и другие события, связанные с потерей: проводы на войну, долгий отъезд и даже свадьба.

Сейчас такое трудно себе представить: посторонние люди приходят на семейное мероприятие и за деньги рыдают, картинно возводя руки к небу и оглашая окрестности своими воплями. И кажется вполне понятным, что такого явления больше не встретишь в современном мире.

Однако, если задуматься, для чего были нужны плакальщицы? Они выполняли важную функцию: помочь семье запустить процесс скорби, разрешить горевать — и начать это делать безотлагательно.

В давние времена существовало не так много способов справиться с горем. Близкие могли быть шокированы своей утратой, потеряв способность плакать. Или вдова, оставшись без мужа с детьми на руках, могла вовсе не разрешать себе поддаваться отчаянию. Подобная блокировка, внутренний запрет на выход негативной энергии грозит нам серьезными последствиями. Плакальщицы помогали дать выход эмоциям, начав, наконец горевать и оплакивать свою потерю.

Что не так с позитивным мышлением

Нам всем знакомо то чувство облегчения, которое наступает после собственной бурной эмоциональной реакции, будь то слезы или крик. Дав волю эмоциям, мы с удивлением обнаруживаем, что ощущение «бетонной плиты», мешающее дышать, постепенно спадает. Но как часто мы позволяем себе открыто горевать?

В век «позитивного мышления» стало как-то не принято жаловаться, быть недовольным, транслировать негатив. Социальные сети наполнены кадрами счастливых моментов, мотивирующими высказываниями и бодрыми размышлениями о том, как люди лихо преодолевают трудности.

И в этом пестром карнавале жизни кажется совсем неуместным по-настоящему огорчиться, испытать отчаяние и не бояться заявить о нем хотя бы себе.

Мир словно пытается убедить нас в том, что если не обращать внимания на трудности, потери, разочарования — то их как будто и нет. Нужно просто сосредоточиться на светлой стороне жизни. Постараться найти во всем плюсы и не унывать. Просто. «Просто»…

Звучит неплохо, но где подвох?

Мы уже давно наблюдаем, как вместе с популярными болезнями сердца и онкологией в первые ряды заболеваний выходит депрессия. Оказывается, если что-то запрятано глубоко внутрь — оно не исчезает бесследно. Этот «комок» застревает в горле в виде хронической подавленности без очевидной причины. И вот не унывающий прежде человек, стойко переносящий жизненные испытания, внезапно скатывается в настоящую клиническую депрессию.

Древнеегипетские плакальщицы из росписи в гробнице Ра-мосе | Источник: Википедия

Древнеегипетские плакальщицы из росписи в гробнице Ра-мосе

Фото

Википедия

Есть много поводов для слез

Мы не случайно упомянули выше, что плакальщиц нанимали не только для похорон. Есть и другие события, связанные с потерей. Свадьба в древние времена означала прощание с прежней жизнью и утрату свободы.

В современном обществе этот рубеж сместился на появление детей в семье. Сейчас молодые родители сталкиваются с тем, что их прежде яркой, полной событий и путешествий жизни с появлением младенца приходит конец. И это совершенно не совпадает с показным восторгом в соцсетях, которого от них ожидает общество. Здесь мы вспоминаем о скачке разводов в первый год жизни ребенка, кризисе отношений в семье и послеродовой депрессии.

Те же механизмы работают и в случае с эмиграцией (потеря Родины и отчасти своей идентичности), отъезда члена семьи для продолжительной учебы либо работы или просто переезда в другой город.

Все эти трудности приводят нас в психотерапию. И первым шагом здесь будет осознать свою потерю и разрешить себе горевать о том, что утрачено.

Почему еще нам не хватает плакальщиц

Обратившись к древним текстам плачей, можно заметить еще одну интересную особенность. Плакальщицы не только воспевали достоинства ушедшего, но и уделяли внимание его близким. «На кого ж ты нас оставил?» — причитали они, давая право семье горевать и о своей судьбе тоже.

В психотерапии горевания неожиданным открытием бывает тот факт, что пациент (или клиент) не только тоскует по родному человеку, но и злится на него. Близкие жалеют ушедшего и одновременно упрекают его за то, что оставил их — бросил.

Безутешная вдова обнаруживает свое негодование, порой даже ярость в адрес умершего мужа. Она горюет и о себе, поскольку теперь ее собственная жизнь лежит в руинах. Тем, кто остался, придется все выстраивать заново, чего они не выбирали. И это не может не приводить их в негодование. Рядом с любовью всегда обитает ненависть.

Важные уроки прошлого

Что если запретить себе по-настоящему горевать, не давая на это достаточно времени и пространства? Если заблокировать тот шквал самых разных, порой не симпатичных чувств, вызванных горькой утратой, то шансы заболеть депрессией повышаются в разы.

Трудно вообразить, как много «неотгореванных» трагедий и потерь пришлось на долю наших предков. Невыплаканные слезы и запрещенные себе чувства оставили след в психике целых поколений.

В те времена, когда не было ни психологов, ни психотерапии, плакальщицы выполняли важнейшую работу. Для будущего здоровья отдельно взятого человека и как следствие — для общества в целом.

В наше время мы идем к психологу и начинаем шаг за шагом восстанавливать сначала самих себя, а потом и свою дальнейшую жизнь. Даем себе разрешение плакать, быть в отчаянии, не искать способов отвлечься или переключиться. А также позволяем себе злиться, негодовать, упрекать, ненавидеть. Тогда есть шанс, что со временем мы сможем встать и пойти дальше. И честно публиковать в соцсетях свои счастливые моменты.

Галина Блинкова

Психолог, психоаналитически ориентированный психотерапевт

Телеграм