Старый добрый FOMO
На самом деле FOMO (Fear of missing out) — и термин, и само явление — штука далеко не новая: впервые это понятие употребил предприниматель и автор книг Патрик Макгиннис еще в 2004 году, а в 2013 году слово включили в Оксфордский словарь английского языка.
К переводу этого понятия на русский язык масса вопросов: во-первых, F в английском названии — это fear, страх; во-вторых, речь, конечно, о «возможностях», а не о «выгоде».
Скорее всего, вам попадалось немало статей о том, что такое синдром упущенной выгоды и как определить, не подвержены ли вы ему, поэтому ограничимся коротким перечислением симптомов. У вас, как и у большей половины человечества, хотя бы иногда проявляются признаки синдрома упущенной выгоды, если вы:
- боитесь пропустить какие-нибудь важные (интересные) события;
- считаете, что все, кроме вас, живут насыщенной жизнью, ходят на классные вечеринки, уже посмотрели этот спектакль, съездили в этом году в отпуск — нужное подчеркнуть;
- навязчиво обновляете ленты социальных сетей и пристально следите в них за жизнью своих знакомых;
- стремитесь всегда быть доступными для общения, не упускаете возможностей социализироваться;
- очень расстраиваетесь, если оказываетесь исключенными из группы (все куда-то пошли, а вас не позвали);
- испытываете жуткий дискомфорт, когда смартфона нет под рукой;
- хотите нравиться людям и получать их одобрение.
Далеко не у всех ощущение того, что они что-то пропустили, выливается в сильную тревогу
С одной стороны, кажется, что это в той или иной степени касается большинства из нас: кто не хочет нравиться другим, пусть первым бросит в меня смартфон. С другой, далеко не у всех ощущение того, что они что-то пропустили, выливается в сильную тревогу — неизменную спутницу FOMO.
У меня она возникает каждый раз, когда я не могу в числе первых посетить новый ресторан, посмотреть «пилот» сериала, о котором только и говорят вокруг, пропускаю новый выпуск Дудя или нового подкаста. Список можно продолжать до бесконечности. И так, кстати, было, сколько себя помню: со средней школы так точно. И оставшись на выходные в городе впервые за июнь, я уверена, что абсолютно все мои друзья проводят время веселее, чем я.
FOGO — «подарок пандемии»?
Пока одни расстраиваются, что другие отлично проводят время без них, другие отчаянно боятся «выходить в свет». Их жизнью правит FOGO (Fear of going out) — страх выходить куда-либо.
Конечно, затворники существовали и до весны 2020 года. В их числе и интроверты, и люди с повышенной социальной тревожностью или социальной застенчивостью, и крайний случай — японские отшельники хикикомори, которые не выходят из дома годами. Однако осознав, что все мы можем оказаться друг для друга опасными, многие стали избегать больших скоплений людей, а со временем — и любых компаний в принципе.
В прежние времена тут было бы уместно привести советы экспертов о том, как побороть в себе этот страх: как ни крути, социализация всем необходима, а изоляция бьет по психике. Но… пожалуй, их не будет. Потому что в мире, где далеко не все носят маски и соблюдают дистанцию, бороться с этим новомодным синдромом может быть себе дороже.
Оставшись дома одни, мы получили шанс прислушаться к себе и понять, чего же мы все-таки хотим
К тому же некоторые эксперты утверждают, что FOGO — это, вообще-то, хорошо. На время пандемии со всех нас в каком-то смысле сняли бремя общественных ожиданий, и мы, оставшись дома одни, получили шанс прислушаться к себе и понять, чего же мы все-таки хотим. А заодно и весомое оправдание своему нежеланию выбираться в люди.
Кроме того, в мире, где горячую еду привозят прямо к порогу, а рабочие конференции можно посещать, не вылезая из пижамы, каждая необходимость покинуть пределы дома — особенно когда вокруг свирепствует вирус — сопровождается вопросами: а оно того стоит? А мне действительно это нужно? И не всегда ответ утвердительный.
JOMO: вне зоны доступа и счастливы
Если для человека с синдромом упущенной выгоды оказаться без смартфона, связи с друзьями и возможности листать соцсети — сущий кошмар, то люди с JOMO (Joy of missing out) — радостью от упущенных возможностей — этим только наслаждаются.
Да, такие среди нас тоже есть: они по-честному устраивают себе «цифровой детокс», отдыхают от обилия информации и чувствуют себя свободнее, отказываясь от предложений и возможностей.
Радуетесь ли тому, что больше не нужно придумывать достаточно убедительную причину, чтобы остаться дома?
Термин этот, кстати, тоже уже далеко не нов (еще в 2015 году Кристина Кук написала книгу об этом), но события последних года-полутора дали многим возможность беззастенчиво предаваться этой радости.
«Диагностировать» себе это состояние довольно просто. Глядя на пустые строчки в ежедневнике, испытываете ли вы облегчение? Забываете ли, когда последний раз проверяли соцсети? Радуетесь ли тому, что больше не нужно придумывать достаточно убедительную причину, чтобы остаться дома?
Если ответ — «да», то вы человек с JOMO. И вас можно с этим поздравить.
…И все-все-все
Тут бы и поставить точку, но этим «новомодные» синдромы не ограничиваются. Еще есть:
- BROMO (Bros' protect you from missing out) — когда друзья щадят ваши чувства и, повеселившись без вас накануне, не выкладывают фотографии в соцсети и не обсуждают гулянку в общем чате;
- FOJI (Fear of joining in) — страх присоединяться к чему-либо. Из-за него некоторые, к примеру, не регистрируются в соцсетях — непонятно, что там писать, как реагировать на чужие посты, да и вообще — вдруг кто-то «не тот» захочет подружиться?
- MOMO (Mystery of missing out) — когда человеку кажется, что молчание друзей в соцсетях означает, что они на самом деле куда-то ходили без него.
Не исключено, что, пока я набираю текст, журналист на другом конце планеты радостно публикует еще один свежеизобретенный им термин. Но, по сути, в пристальном внимании нуждается разве что FOMO. Для борьбы с ним специалисты советуют учиться прислушиваться к себе и своим истинным желаниям и отличать их от навязанных социумом. Пожалуй, этим и займусь, как только проверю соцсети.