Максу четыре года, и он с согласия родителей участвует в психологическом эксперименте в Стэнфордском университете (США). Профессор Уолтер Мишел кладет перед мальчиком кусочек пастилы и колокольчик.
Он говорит, что должен уйти на пятнадцать минут и что если Макс за это время не съест пастилу, то получит еще одну. Если же он почувствует, что не может больше ждать, достаточно позвонить в колокольчик, и ему разрешат съесть лакомство, которое лежит перед ним. Но в этом случае пастила будет только одна.
Видеокамера фиксирует ужасные мучения Макса. Сначала он ерзает на стуле, потом старается смотреть в другую сторону. Потом его снова охватывает желание немедленно съесть пастилу, и он отчаянно болтает ногами и даже прикрывает глаза руками, лишь бы не видеть лакомства. Но он держится.
Некоторые из самых умных детей сдавались быстрее, чем те, у кого показатель IQ был весьма посредственным
Как и было обещано, через пятнадцать минут профессор возвращается, поздравляет Макса и дает ему вдобавок к первой вторую пастилу, которые ребенок берет, сияя от удовольствия.
Многие дети, участвовавшие в этом эксперименте, в отличие от Макса не прошли испытание. Некоторые сдавались в первую минуту. Другим удавалось продержаться дольше, иногда облизав весь стол вокруг вожделенной пастилы. Но и они все-таки сдавались раньше, чем истекали пятнадцать минут.
Лаборатория профессора Мишела около 30 лет следила за дальнейшей судьбой детей, которые проходили тест. Результаты этой работы перевернули представление о том, что важно для достижения счастья1. Прежде всего, связь между коэффициентом интеллекта (IQ) и способностью контролировать свое желание съесть лакомство оказалась очень слабой. Некоторые из самых умных детей сдавались быстрее, чем те, у кого показатель IQ был весьма посредственным.
Дети, которые сумели не потерять из виду цель и включить воображение, чтобы противостоять своему желанию, оказались гораздо лучше приспособлены к жизни в подростковом возрасте: у них было больше друзей, их больше хвалили учителя, они лучше справлялись со стрессом, более открыто выражали свою позицию и получали более высокие оценки — даже при невысоком IQ2.
Хвалить детей за усилия и настойчивость, а не за ум, это лучший способ помочь им правильно развиваться
Они лучше сдавали экзамены и поступали в более престижные университеты. Наконец, они получали лучшие должности, и у них было гораздо меньше проблем с алкоголем и наркотиками в возрасте 32 лет, чем у тех, кто в четыре (!) года не устоял перед соблазном.
Оказалось, что успех точнее можно предсказать не на основе уровня интеллекта ребенка, а на основе его способности отложить получение доступной награды ради чего-то лучшего в будущем, то есть способности контролировать свои побуждения, которую выявляет тест с пастилой.
Этот факт обнадеживает. Ведь IQ повысить непросто. Зато каждый из нас, как и наши дети, может вырабатывать характер, укреплять силу воли и учиться умению смотреть отстраненно на свое желание получить немедленное удовлетворение.
Йога и медитация воспитывают умение наблюдать за своими желаниями и определять их границы: «Да, у меня действительно развернуто бедро и мышцы горят. Мне хочется сменить позу, но я могу подышать, направить свое дыхание к месту напряжения и посмотреть, что будет дальше». Постепенно привычка к самоконтролю распространяется и на повседневную жизнь.
Когда детей хвалят за усилия и настойчивость, а не за ум, это лучший способ помочь им правильно развиваться. А взрослым помогает знание того, что заполучить вторую пастилу нелегко любому, иногда нужно отвернуться, чтобы устоять. Но зато по мере того, как мы учимся быть доброжелательными зрителями собственных желаний, они становятся все более послушными и «ручными».
1 W. Mischel, Y. Shoda, M. Rodriguez «Delay of Gratification in Сhildren». Science, vol. 244, 1989.
2 A. Duckworth, M. Seligman «Self-discipline Outgoes IQ in Predicting Academic Performance of Adolescents». Science, vol. 16, 2005.