Одинаковы с лица: в поисках двойника

Разные народы одинаково разделяют веру в то, что у каждого человека обязательно где-то есть двойник, его точная копия. Но есть ли в этих суевериях какая-то доля правды? На нашей планете обитает более 7,4 млрд людей. Значит, должна быть какая-то вероятность, что многие из них (помимо близнецов) очень похожи друг на друга.

Встречаются же двойники у голливудских знаменитостей: в российском Подольске, к примеру, живет русский «Леонардо Дикаприо» Роман Бурцев, которому сходство со звездой принесло контракты в рекламном бизнесе. А многочисленные двойники короля поп-музыки Майкла Джексона разъезжают с гастролями по все миру и неплохо зарабатывают.

Аспирантку Университета Аделаиды Теган Лукас, правда, волновали вовсе не двойники звезд, а пугающая вероятность того, что невинного человека могут принять за преступника из-за внешнего сходства. Однако в своем исследовании1 она установила, что вероятность совпадения всех восьми объективных физических параметров лица, таких как расстояние между глазами и ушами, невелика — один к 135.

Проще всего обрести своего двойника людям с часто встречающимися характеристиками внешности

С другой стороны, есть большая разница между сходством, которое выявляют объективные измерения (включая программы распознавания лиц) и человеческий глаз. Дело в том, что человеческий мозг сохраняет в памяти не фотографию человеческого лица, а некий его набросок.

Когда мы встречаем друзей на улице, мозг немедленно начинает распознавать знакомые черты — такие, как оттенок кожи или прическа. Таким же образом мы сразу узнаем Италию по ее очертаниям на карте. Но что, если друг подстригся? Или сильно загорел?

Для того чтобы черты были распознаны в любом контексте, мозг задействует веретенообразную извилину — именно она cоединяет воедино разные характеристики, как если бы при поиске страны мы проверяли, имеет ли она границу с Францией и выход на побережье. Однако все равно какие-то детали упускаются из виду: «Большинство людей концентрируется на поверхностных признаках, таких как линия роста волос, прическа, брови», — считает специалист проекта по компьютерному распознаванию лиц Ник Фиеллер.

Фотограф Франсуа Брюнель, который сфотографировал для своего проекта «Я не похож» 200 пар двойников, согласен с этой точкой зрения. «По отдельности мои персонажи выглядят как клоны друг друга. Но когда ты помещаешь их в один кадр, бок о бок, иногда становится очевидно, что между ними нет ничего общего», — добавляет он.

Когда мы встречаем людей, похожих на нас, мы ощущаем мгновенный контакт

Проще всего обрести своего двойника людям с часто встречающимися характеристиками внешности — к примеру, у мужчин с карими глазами, темными коротко подстриженными волосами и без бороды шансы выше, чем у голубоглазых длинноволосых блондинов с бородой. Это статистика.

И все же почему некоторых так интересует эта тема? «Когда мы встречаем людей, похожих на нас, мы ощущаем мгновенный контакт. Ведь у нас уже есть что-то общее», — объясняет Брюнель. А психолог Лиза ДеБруин из канадского Университета Макмастера выяснила2, что мы больше доверяем людям, которые внешне похожи на нас, и считаем их более привлекательными. Корни этих эмоций могут уходить в наше далекое прошлое, когда внешнее сходство выступало важным для выживания индикатором родства.

Но в современном перенаселенном мире этот принцип уже не работает. Как утверждает генетик Университета Бристоля Лавиния Патерностер, «вполне возможно, что двое людей со схожими чертами лица имеют столь же разную ДНК, как и два абсолютно непохожих друг на друга человека».


1 T. Lucas, M. Henneberg «Are human faces unique? A metric approach to finding single individuals without duplicates in large samples», Forensic science international, September 2015.

2 L. DeBruine «Facial resemblance enhances trust», The Royal Society Publishing, July 7, 2002.