История читателя
Пассивный наблюдатель
«Я с детства интересовался компьютерами и не помню, чтобы у меня были другие планы на жизнь, кроме как разбираться в них еще лучше, — рассказывает Артем. — Успел попробовать себя в майнинге криптовалюты, поработал в крупной госкомпании, а теперь устроился в частную фирму, которая обслуживает системы хранения и защиты данных для бизнеса.
С «дарком» я познакомился рано, как и почти все мои сверстники-айтишники. Узнал, что такое Tor, от более опытных друзей по сети, когда мне было лет 15.
Tor — веб-браузер, самый распространенный способ зайти в даркнет. Именно в его сети находится больше всего теневых ресурсов. Tor разрабатывался в конце 90-х для защищенных переговоров спецслужб США, но затем проект стал открытым.
Меня, подростка, в первую очередь привлекла какая-то элитарность, присущая, как мне казалось, пользователям даркнета. Я был не как все. Одноклассники чатились ВКонтакте, угорали с видосов с котами, а я лазил по форумам, где рассказывали о взрывчатке, публиковали жесткие кадры преступлений и ДТП, обменивались компьютерными «лайфхаками» на грани законности. При этом я долго был в «дарке» пассивным наблюдателем, даже комментарии оставлял редко, и как-то не решался ни с кем общаться».
Теневой мститель
И все же, по словам Артема, не углубляться в теневой интернет было невозможно: ссылка за ссылкой, рекомендации, обсуждения на форумах — и он уже знал обо всех возможностях темной части сети.
«Мне тогда это просто взорвало голову. Продажа наркотиков, человеческих органов, заказные убийства, — перечисляет молодой человек. — Не скажу, что от участия в совсем уж нелегальных схемах меня уберегли моральные принципы. Честно говоря, я для такого слишком труслив и очень уж дорожу спокойной жизнью. Но в каких-то мелких шалостях участвовать приходилось.
Например, как-то раз один из моих «темно-сетевых» друзей пришел расстроенным: узнал, что девушка ему изменяла. Мы его поддержали, но кто-то в ходе обсуждения предложил отомстить. Идею приняли с готовностью, у одного нашелся спам-бот, который может разорвать телефон звонками по пять штук за минуту, другой предложил помочь со взломом соцсетей. В итоге мы порушили все ее странички без возможности восстановить доступ и, как сообщил обманутый этой девушкой приятель, довели ее до истерики. Она, кстати, догадалась, чьих рук дело — об увлечениях бывшего парня она знала хорошо».
Это, как вспоминает Артем, было лет шесть назад. Он тогда стал реже появляться в теневой сети из-за экзаменов, поступления в университет и подработки по специальности.
Редкий гость
«Спустя пару лет зашел интереса ради в наше комьюнити, — вспоминает молодой человек. — Там почти никого не осталось, из обсуждений стало понятно, что некоторые просто ушли в нормальную жизнь, но кто-то ударился в нелегалку. Некоторые сидят. Там с этим очень просто — один шаг, и ты стал частью какой-то мутной схемы, которая тебя при первой возможности пустит в расход. Обычно это наркотики или оружие. Деньги огромные, но риск еще больше».
Артем не жалеет, что выбрал легальный способ заработка, но признается, что до сих пор прибегает к помощи даркнета в некоторых ситуациях: «Да, нахожу для себя иногда полезное, даже по работе. Например, способы найти труднодоступную информацию, советы, как обойти ограничения некоторых сервисов, получить доступ к контенту, за который люди платят большие суммы. Знаю, что такое не слишком легально, но это, в конце концов, сравнимо с просмотром сериала на пиратском сайте. Я всего раз уже во взрослой жизни искал по слитым в даркнет базам данных личную информацию — нужно было проверить человека, с которым я собирался начать совместный проект. Оказалось, кстати, что не зря проверил».
Что привлекает людей в даркнете
Рассказ Артема — лишь одна из многих историй о том, как легко оказаться сначала в «серой» области, а затем за гранью закона, просто выйдя из официальной части сети в «темную», анонимную. На вопрос, чем же притягателен даркнет, ответила консультирующий психолог и коуч Маргарита Бакина.
Неизвестность
Конечно, нам интересно то, что незнакомо. Неизвестное притягивает, но не всегда люди решают двигаться в его сторону. Например, многим хочется испытать ощущения от прыжка с парашютом. Это привлекательно, интересно, неизведанно…. Но страшно.
В точке принятия решения каждый человек оказывается под влиянием двух векторов: один направлен на движение вперед, к новому, другой — на безопасность. Быть в безопасности — это базовая потребность. Если страх сильнее, он перевесит и не позволит пойти вперед.
Но уловка в том, что когда человек принимает решение, открыть ли браузер для доступа в даркнет, ему может показаться, что бояться там нечего. Пользователи прикрыты никнеймами, которые защищают их личность и социальный статус, а действуют пользователи в виртуальном пространстве, где угрозы физической жизни живого человека, вроде бы, не существует. Поэтому страх чаще всего отступает, остается только любопытство.
Запретность
К тому же даркнет — это своего рода «запретный плод», а он, как известно, сладок. Есть интересные исследования, которые утверждают, что больше всего желание зажечь сигарету вызывает знак, запрещающий это сделать. Почему же так? Психологи выяснили, что желание испытать что-то запретное напрямую связано с чувством вины и раскаяния, которое последует за полученным опытом.
Оказывается, подсознание работает странным способом: чувство вины делает соблазн еще более притягательным
В экспериментах, исследующих удовольствие от еды, получили следующий результат: участники, которым в начале эксперимента напоминали о чувстве вины, получали большее наслаждение от конфет, которыми их угостили экспериментаторы, чем остальные испытуемые. А люди, которые в процессе снижения веса наслаждаются едой, не испытывая чувства вины, добиваются существенно лучших результатов, чем те, кто грызет себя за каждый лишний съеденный кусок.
Но вернемся к даркнету. В нем, помимо наслаждения запретным, человек может реализовать то «темное» в себе самом, что вытесняется воспитанием, но никуда не исчезает. Там можно быть разным, а не только таким, каким человека хочет видеть семейная система, можно не скрывать свою Тень.
Единство
Быть «на темной стороне» — это в каком-то смысле означает быть смелым, бесстрашным, крутым, взрослым. Возможно, поэтому подростковый возраст — это то самое время, когда так легко оказаться в ловушке запрещенного. Ведь так хочется забыть на время про тревогу и страх, связанные с переходом из родительской семьи в новое, взрослое, незнакомое и поэтому пугающее состояние. К тому же в подростковом возрасте особенно остро стоит проблема одиночества, отчуждения, а даркнет — это тоже сообщество. Быть частью сообщества — важная человеческая потребность. Стремиться примкнуть к группе естественно для тех, кто часто чувствует себя несчастным, неуверенным в себе, несправедливо обиженным, одиноким.
Богатство
Наконец, нельзя забывать, что даркнет может попросту приносить выгоду. Там крутится много денег, и раздобыть их можно быстро, пускай с огромным риском. А дальше каждый сам принимает для себя решение — делает шаг вперед или нет.
Консультирующий психолог и коуч