Оцепенение, замирание, деперсонализация: механизмы защиты от шока
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Мы не всегда можем справиться с какими-то травмирующими событиями. Бывает, мы и не отдаем себе отчета в том, что нам нужно с чем-то «справляться». Но наш организм настолько совершенен, что готов сам защищаться, не спрашивая разрешения у хозяина. И один из способов психологической защитной стратегии — замирание, диссоциация. Возникает она у психически здоровых людей тогда, когда они не справляются с ситуацией.

Травмирующие события в жизни человека могут происходить в любом возрасте. Например, в раннем детстве, когда ребенок испытывает сильнейший стресс, с которым не в состоянии справиться самостоятельно, особенно если нет поддержки значимых взрослых.

Подобные ситуации возникают и во взрослой жизни. Человек, пройдя через травмирующее событие, будто впадает в оцепенение, диссоциацию, отделяясь от тяжелых чувств и эмоций. Один из ярких примеров этого — «взгляд на две тысячи ярдов». В XX веке у солдат, перенесших боевую психическую травму, впервые отметили отрешенный взгляд, будто бы направленный куда-то в себя или, наоборот, в пространство. Или вспомните глаза главного героя из фильма «Иди и смотри»…

ЕСЛИ НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ УБЕЖАТЬ

Мы по-разному реагируем на шоковые ситуации. Кто-то может мобилизоваться, его организм моментально приходит в готовность «бей или беги». Но если человек не может сражаться, не может бежать, он впадает в диссоциацию, замирает.

Некоторые настолько погружаются в это состояние, что даже под угрозой опасности не могут сдвинуться с места. Организм инстинктивно сжимается, будто бы стремясь стать незаметнее. Вспомним… кроликов. Как они ведут себя, почуяв опасность? Замирают. А если подойти сзади к голубю и, пока он клюет зерна, взять его на руки, птица тоже замирает, будто бы впадает в транс.

Да, диссоциация буквально спасает психику человека — служит неким «предохранительным клапаном». Но все время быть в состоянии замирания невозможно, рано или поздно пострадавший выходит из него. Однако выходят все по-разному и с разными последствиями, которые могут «догнать» через какое-то время. Это как круги по воде, которые расходятся от брошенного камня.

ЗАПРЕТ НА ЭМОЦИИ

На фоне шока у человека может быть нарушено эмоциональное восприятие. Да, он живет как обычно, ходит, дышит, делает повседневные дела. Но ничего не чувствует. У него эмоциональная пустота, яма, весь мир будто окрашен в серый цвет. И он, этот человек, тоже в сером.

Ощущение, будто бы он оторван от всего мира. Для него все происходит словно сквозь туман, как во сне или в бреду. Окружающие события не трогают его, даже если они очень ярко эмоционально окрашены. 

Такая реакция позволяет уберечь человека от тяжелых эмоций из-за травмирующих переживаний. Но наша психика не может избирательно отгородиться от какого-то чувства, а остальные воспринимать как обычно. Либо мы испытываем весь спектр эмоций, либо не реагируем ни на что, даже на любовь, радость.

История Арины

Последние три года Арина будто и не жила, а смотрела со стороны на свою жизнь и не понимала, зачем и почему она еще существует. Три года назад ее единственный сын погиб под колесами автомобиля. Она помнит тот день как вчера: проводила его, девятилетнего школьника, закрыла дверь и стала собираться на работу. А уже через полчаса зазвонил телефон и незнакомый мужской голос сообщил, что Артура сбила машина, что он в реанимации. Пока Арина ехала до больницы, ее сына не стало…

«ЭТО ПРОИЗОШЛО НЕ СО МНОЙ»

Еще один пример диссоциации — после шокового события люди рассказывают, будто бы смотрят на всю ситуацию как третье лицо. Так им кажется, что травмирующие события произошли не с ними. Они будто абстрагируются от стресса. К примеру, жертвы изнасилований рассказывают о событии так, будто наблюдали за происходящим со стороны.

Через время такая реакция сходит на нет. Многие пережившие насилие возвращаются к привычному восприятию, контролируют свою жизнь. А другие продолжают страдать. Они живут в состоянии постоянной тревоги, ожидают атаку, не доверяют другим людям. Некоторым жертвам изнасилований требуется профессиональная помощь на протяжении нескольких лет.  

КАК ЕЩЕ МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ ДИССОЦИАЦИЯ

Амнезия

Человек не помнит того события, которое его травмировало. Да, причин амнезии немало, это могут быть в том числе и болезни и серьезные травмы. Но и психологические причины тоже сказываются на способности человека запоминать.

Смерть близкого, война, теракт — даже если физически все в порядке, психика может «закрыться» от события через амнезию. И тогда человек не признает то, что произошло, не помнит событие или даже часть своей жизни. 

В норме

Каждый из нас сталкивался с диссоциацией в своей жизни — когда делал что-то машинально или в период засыпания, когда полусонным шел на работу или о чем-то серьезно задумался.

Флешбэки

Обрывочные воспоминания о событии. Происходят неожиданно, навязчиво, по сути, без спроса вмешиваются в жизнь человека. Например, если он пережил смерть близкого, то какие-то песни, запахи, места вызывают воспоминания, о которых хотелось бы забыть. Или сама возможность сесть за руль может стать чувствительным флешбэком, когда совсем недавно человек попал в аварию.

Что приносят с собой эти навязчивые воспоминания? Тревогу, страх, подавленность, гнев, грусть. Добавьте сюда чувство беспомощности и стыда, ведь человек раз за разом пытается контролировать флешбэки, но у него не получается. 

Да, диссоциация на какое-то время защищает психику от чрезмерной нагрузки. Но если из этих состояний не выйти, то качество жизни значительно ухудшается. Мало того, человек получает еще и дополнительные страдания от проявлений диссоциации, причем неосознанно.

Часто окружающие пытаются оправдать происходящее: у него такая трагедия. Или — ему так было тяжело в детстве. Впадая в диссоциацию, человек все глубже погружается в свое состояние, как в болото, что еще больше отдаляет его от реальности. Он не живет свою жизнь, а существует, потому что травмы из прошлого тянут его назад.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ЗАМИРАНИИ?

Пытаться возвращать себя в «здесь и сейчас». Есть несколько техник, которые помогут в этом. Например, если поймали себя на том, что в данный момент происходящее вас никак не задевает, что вы отстранились от реальности — подержите кусочек льда в ладонях, попробуйте сконцентрироваться на своих ощущениях. Можно на чем-то сконцентрироваться, на каком-то предмете, прикоснуться к нему. Или используйте булавку. Вернули себя к реальности — осмотритесь, проанализируйте, что вы видите и что чувствуете.

Если столкнулись с какими-то раздражителями, которые ввергают вас в диссоциации, удерживайте себя в реальности. Да, при застарелой травме это непросто, она утягивает, как водоворот. Но можно попробовать удержать себя в «здесь и сейчас» вопросом: «Зачем я сейчас это вспоминаю?» И тогда раз за разом вам будет становиться все легче и легче.

И обратитесь к специалисту. Шок, стресс — это то, с чем мы не всегда можем справиться самостоятельно. У каждого человека свой предел прочности.

Татьяна Исакова

Системный семейный психотерапевт

https://taplink.cc/psy_tatiana_isakova