О чем жалеют люди в конце жизни: доула смерти перечислила 3 основных пункта | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Сюзанна О’Брайен находилась у постели более тысячи человек в последние минуты их жизни. Она — дипломированная медсестра, более двух десятилетий назад решившая заняться уходом за пациентами в хосписах. Тогда же она стала доулой смерти — специалистом, эмоционально и физически поддерживающим тех, кто находится в конце жизни. Помогать им справляться с собственным горем — вот ее главная задача.

Недавно О'Брайен издала книгу «Хорошая смерть». В ней она не только пытается объяснить, почему к смерти важно готовиться так же, как и к любым другим событиям, но и рассказывает о тех мыслях, которыми с ней делятся умирающие люди. Сюзанна уверена, что их осознания могут многому научить всех нас.

«Они говорят об одном и том же. В конце жизни неважно, кто ты и сколько у тебя денег. Все это не имеет значения. Мысли людей в такие моменты заняты лишь тем, чему они научились, о чем сожалели, чего не сделали и чего слишком боялись», — замечает доула.

Сюзанна О’Брайен | Источник: Соцсети

Сюзанна О’Брайен

Фото

Соцсети

В интервью Fortune она рассказала о трех самых частых сожалениях, которые испытывают ее пациенты в конце жизни, и о том, как эти откровения повлияли на ее собственную жизнь.

1. «Жалею, что не жил своей целью»

Так, многие люди рассказывают доуле смерти о том, чего они не сделали, хотя всегда хотели. «Мы (люди) все здесь для какой-то цели, и у всех нас есть таланты. Когда мы не делимся ими, не используем их, в конце жизни мы сильно об этом сожалеем», — говорит О’Брайен.

По ее мнению, когда мы понимаем, что время священно и ограниченно, страх действовать пропадает. «Мы не знаем, сколько у нас осталось дней, так что если у вас возникает импульс что-то сделать, не позволяйте своему эго подавить его!» — подчеркивает Сюзанна.

Это не означает, что нужно впадать в экзистенциальный кризис по поводу своего предназначения. Достаточно подумать о любой нереализованной цели и начать постепенно двигаться к ней. «Если бы вы каждый день делали что-то для достижения цели, которую вы хотите достичь, за месяц вы бы сделали как минимум 30 дел», — говорит О'Брайен.

2. «Жалею, что не позволял любить себя так же сильно, как любил сам»

Многие люди в конце жизни сожалеют, что не были достаточно открыты для любви: и не столько к другим, сколько к самим же себе. По словам доулы смерти, они также часто делятся тем, что так и не смогли простить себя за какие-то ошибки.

«Очень важно проявлять к себе милосердие, знать, когда нужно взять ответственность на себя, а когда — избавиться от чувства вины», — говорит она. Таким пациентам О'Брайен предлагает вспомнить сложный период, с которым им трудно смириться, и задуматься: действовали ли они тогда наилучшим образом, учитывая те знания и ресурсы, которые были у них в распоряжении в тот момент?

«Когда вы таскаете за собой багаж вины, он не дает вам двигаться вперед, — отмечает доула. — С нами случаются разные вещи, и если мы не можем разобраться с ними, если мы держимся за гнев или обиду, то важно вспомнить: все-таки прощение — необходимый инструмент для перемен».

По словам О’Брайен, важно не сдаваться и на протяжении всей жизни искать решения любых проблем во взаимоотношениях с собой и окружающими. Это позволит выстраивать более искренние и глубокие связи, о которых не придется жалеть. А психотерапия и практики осознанности помогут в этом.

3. «Жалею, что не ценил момент»

Люди на смертном одре прекрасно осознают конечность жизни и начинают ценить все, что происходит «здесь и сейчас». Только, к сожалению, слишком поздно…

Тем временем постоянная тренировка навыка осознанности действительно может успокоить разум и тело.

«Так важно ценить моменты, которые есть в каждом дне! Минуты радости и благодарности. Пение птиц на улице, прогулки в парке…» — говорит О’Брайен. Она убеждена: любопытство, заинтересованность жизнью могут помочь всем нам получать удовольствие ежедневно.

«Я полностью изменила свою жизнь, когда начала работать со смертью, — резюмирует Сюзанна. — Наш разум держит нас в ловушке. Он будет нашей собственной тюрьмой, если мы сами не внесем коррективы».