Когда вы рассказываете другим истории о себе и жизни, что вами чаще всего движет? Вы хотите рассмешить? Научить? Просто выговориться? Пожаловаться? Найти общее? Отделиться?
Психодраматерапевт Ольга Малинина предлагает список из пяти жанров. Чтобы проверить, в каком из них развивается ваша жизненная история, задайте себе вопросы: каких рассказов в ней больше (комических, печальных, с трагическим исходом или с хеппи-эндом)? С моралью в конце, неоконченных? Вдохновляющих вас или разочаровывающих?
Героический эпос
Описывает борьбу главного действующего лица с роком, злом, тьмой. Он поднимает экзистенциальные темы: моральный долг, ответственность, судьба, жизнь, смерть.
Сюжет всегда завершается победой героя — реальной, если он выживает в схватке, или моральной, если умирает.
Примеры: «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя.
Жанр помогает выстоять в трудностях, преодолеть собственные слабости: сомнения, трусость, малодушие, увидеть в обыденном возвышенный смысл, утвердиться в своей правде, сделать решительный шаг. Когда мы обращаемся к этому стилю, у нас появляется четкость, ясность в понимании целей, в определении, кто друг и кто враг, нет сомнений и полутонов в объяснении происходящего.
Застревая в героическом эпосе, мы превращаем жизнь в постоянную борьбу. Мы ищем врага реального или мнимого для своих баталий, иногда и внутри себя — в виде собственных «аморальных» качеств и слабостей.
Нас вдохновляют сложности и препятствия, так как они дают возможность совершить подвиг. Других мы делим на своих и чужих. Нам сложно увидеть многообразие человеческих характеров, их противоречивость, неоднозначность. Есть только белое и черное, да или нет, правда и ложь.
Комедия
Использует сатирический или юмористический подход, в котором специфически (не героически) разрешается конфликт. Она противостоит героическому эпосу, тут все наоборот. Комедия показывает, насколько абсурден, противоречив, непоследователен мир, объясняет, что не всегда стоит идти по героическому пути, есть и другие способы совладания с реальностью.
Сюжет. С главным персонажем происходят нелепые события, забавные и не очень, к которым он обычно не относится серьезно, как будто они случаются «понарошку». Герой комедии — жертва обстоятельств, он попадает в истории, а не создает их, события случаются сами и как будто втягивают его в калейдоскоп несуразных происшествий. Несмотря на это, проблемы главных действующих лиц благополучно разрешаются.
Примеры: «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса, «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, анекдоты.
Жанр помогает посмотреть на себя и на мир с его комичной стороны, увидеть жизнь в ее неоднозначности, противоречивости, сложности. Комедия позволяет признать свои ограничения и слабости, внушает оптимизм и веру в хорошее, развивает остроумие, креативность и спонтанность. Такой взгляд делает мир не столь однобоким, как в героическом эпосе, и позволяет видеть полутона, многозначность, разнообразие жизни.
Застревая в комедии, мы воспринимаем себя как жертву обстоятельств, от которой мало что зависит, обесцениваем свой вклад в события жизни, засмеиваем болезненные темы, чтобы не углубляться в них, не замечать реальных сложностей и проблем.
Плутовской роман
Представляет собой эпизоды из жизни плута без внятного композиционного рисунка. Главный герой идет по жизни играючи, легко, не задумываясь о последствиях. Он не подчиняется общим правилам. Его цель — получить удовольствие от процесса игры, которую он затеял. Плут живет текущим моментом, в «здесь и сейчас». Его девиз: «Поймай удачу за хвост!»
Сюжет. Здесь не происходит трансформации главного персонажа. Он не учится на своих и чужих ошибках: «Не получилось в этот раз, а вдруг выйдет в следующий». Его жизнью правят азарт и желание риска.
Примеры: «Золотой теленок», «12 стульев» Ильфа и Петрова.
Жанр помогает, когда нам необходимо рискнуть и попробовать что-то незнакомое, когда появляется желание сыграть в новую игру, начать дело, но мешают страхи и опасения. Он поднимает нас над скучной обыденностью, сдвигает с мертвой точки и позволяет получить удовольствие от риска и неопределенности. Выигрыш не так важен, как сам процесс игры: «Начнем, а там посмотрим!»
Застревая в плутовском романе, мы воспринимаем жизнь как легкую и необременительную. Таких людей называют «перекати-поле», они не задерживаются в отношениях, быстро меняют работы, места жительства, сферы деятельности, не связывают себя обязательствами и ограничениями, есть только миг, момент радости и эйфории, за которым они и стремятся.
Такие люди иногда кажутся пустоватыми и недалекими, иногда аморальными и опасными, иногда обаятельными и милыми.
Детектив
Описывает процесс расследования преступления, загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.
Сюжет. Главный герой находит причинно-следственные связи в окружающем мире, понимает скрытую суть вещей, видит разные варианты несоответствий. Его сложно обмануть, он нутром чувствует неправду и отсутствие логики. «Тут что-то не так!» — говорит он и пытается понять, что происходит на самом деле.
Примеры: «Десять негритят» Агаты Кристи, «Имя розы» Умберто Эко.
Жанр помогает лучше понимать свой мир и окружающих, стать более внимательным и проницательным, быть открытым к загадкам, а значит, и к разгадкам. Наш внутренний Детектив может проявляться как во внешней реальности, так и внутри. В первом случае он приходит в виде сознательных логических умопостроений, психотерапевтической работы, в ходе обучения, а во втором — через интуитивные озарения, инсайты, образы бессознательного.
Необходимость «вызвать Детектива» наступает, когда происходит что-то непонятное, необъяснимое, требующее разгадки:
- Почему именно так поступает этот человек?
- Зачем я снова делаю это?
- Что стоит за этим событием?
- Почему так складывается жизнь и мир вокруг?
Застревая в детективе, мы превращаем жизнь в постоянный поиск причин текущих событий. Мы находим причинно-следственные связи там, где они есть, и там, где их нет. Также здесь может усиливаться магическое мышление, желание увидеть знаки и совпадения, подтверждение своим мыслям и поступкам. Объяснение, что «иногда банан — это просто банан», не удовлетворит такого человека, ибо «просто так ничего не бывает».
Бытовой реализм
Подробно рассказывает о разных жизненных обстоятельствах, его цель — правдивое воспроизведение действительности в ее типичных чертах. Этот жанр незримо присутствует с нами все время. Жизнь состоит из вещей, предметов обстановки, рутинных действий, знакомых людей, круговерти дней, недель, лет. И только наш взгляд может сделать это течение осмысленным и наполненным.
Сюжет. Главный герой в бытовом реализме смотрит на жизнь как на бытоописание: «это стул — на нем сидят, это стол — за ним едят». Он может оставаться только на вещественном уровне и замечать одни бытовые нюансы — или же подняться над ним и посмотреть на мир реальности через те смысловые возможности, что он дает.
В последнем варианте мелочи повседневности рассматриваются как ценные и уникальные черты общего узора жизни. У каждого они свои, с разными красками и тонами. Их индивидуальность и делает жизнь каждого неповторимой.
Примеры: «Война и мир» Льва Толстого, «Отцы и дети» Ивана Тургенева.
Жанр помогает наполнять смыслом рутинные действия, обычную жизнь, круговерть дней и лет.
Потребность в нем возникает, когда нам хочется:
- остановиться и посмотреть, куда идет жизнь;
- разглядеть, из каких пазлов она состоит;
- увидеть, какой смысл мы придаем обыденным моментам;
- научиться радоваться обычным вещам и мелочам.
Застревая в бытовом реализме, мы останавливаемся только на одном фокусе реальности — материальном. Мы видим в ней ровно то, что видим, и ничего больше. Фантазиям здесь не место, так же как и юмору, пафосу, загадке, игре. С одной стороны, такая жизнь понятна и предсказуема, имеет четкую картину и порядок, но с другой стороны — она лишена полета и вдохновения, спонтанности и милых глупостей.
Об авторе
Ольга Малинина, психолог, арт-терапевт, психодраматерапевт.