«Иногда я чувствую, что ненавижу свою сестру. Разве это нормально?!»; «Муж считает, что в семье должно быть двое детей, а я не хочу больше рожать. Может, со мной что-то не то?»; «И что это такое со мной случилось — стала бояться толпы, даже в метро стараюсь не ездить...»; «У меня не складывается нормальная личная жизнь!»...
Стоило мне взяться за эту тему, как я невольно стала прислушиваться к тому, что говорят самые разные о люди о своих тревогах. Я и предположить не могла, насколько многие из нас озабочены тем, что не похожи на других, что выделяются своими реакциями или неадекватным поведением. Почему это так занимает нас? Откуда это волнение: вдруг я не такой, как все? Не схожу ли я с ума? А другие понимают, что я хочу сказать, что я чувствую?
А что есть норма?
«Иногда за этой тревогой может прятаться страх сойти с ума, — говорит психоаналитик Лола Комарова. — Он знаком каждому человеку и связан с тем, что во младенчестве все мы пережили опыт «сумасшествия» — прошли через состояние дезориентированности. И теперь бессознательно боимся снова утратить реальные представления о мире».
Но где проходит граница между нормальным и ненормальным в психической жизни? В одной из поздних своих работ Фрейд писал, что давно не верит в ее существование. Он также утверждал, что каждый нормален лишь отчасти. «Нормальности не существует, — соглашается психоаналитик Марианна Ронво. — Сегодня нормальный человек — это нормальный невротик».
То есть тот, кто часто не чувствует согласия с собой, но способен контактировать с другими людьми и заботиться о себе, кто может удерживать в общепринятых рамках свои импульсы и желания: тревогу, скуку, раздражение, зависть, сомнения в себе… Наши привычки, «пунктики», странности — все это следы нашего опыта, особые знаки нашей души.
Мы живем в реальном мире — в отличие от душевнобольных людей, которые находятся в мире галлюцинаций
«И жизнь далеко не всегда проста — но и это тоже нормально! — продолжает психоаналитик. — С другой стороны, каждый из нас в чем-то отличается от других, то есть от абстрактной «статистической нормы». Абсолютная, стопроцентная нормальность недостижима в принципе — это иллюзия».
«Кажется, у меня есть все, чтобы быть счастливым. А мне плохо — это же ненормально!» С такой жалобы нередко начинаются консультации у психотерапевта, рассказывает Марианна Ронво: «Я в такой ситуации сразу же уточняю: почему вы уверены, что для счастья у вас есть все? Что именно заставляет вас так думать?
Разговор сразу же становится предметным. И постепенно акценты меняются: оказывается, дело не в том, что «я не такой, как надо», а в том, что некоторые вещи во мне и моей жизни меня не устраивают, и я могу попробовать это изменить».
Клинический психолог Елена Соколова добавляет: «Этот вопрос — сигнал душевного неблагополучия, которое чувствует человек. Это и повод спросить себя: как я живу, чего я хочу от жизни? Что мне удалось и что не удалось реализовать?
По сути, это момент зарождения собственно душевной жизни, в отличие от жизни внешней — механистичной и нерефлексивной. Человек открывает для себя различие между внешним благополучием и внутренним — и это хорошая отправная точка для того, чтобы тоньше и глубже понять себя и начать меняться».
Страх быть отвергнутым
У каждого из нас есть естественная потребность вписаться в социальную жизнь, быть принятым другими людьми. А это сложно, если мы не подчиняемся правилам, по которым живут в данном обществе.
«Наши представления о том, что нормально (правильно, хорошо), меняются на разных этапах жизни, — напоминает Лола Комарова. — Так, подросток бунтует против родителей, отказываясь от принятых в его семье правил жизни, потому что более важным для него становится общество сверстников, где действуют другие нормы общения. Хотя позже, повзрослев, он может вновь вернуться к семейным традициям, принять их уже с высоты своего нового опыта».
С детства мы выстраиваем себя, взяв за образец других людей. Но есть и обратная сторона
Вопрос «Нормален ли я?» выражает нашу зависимость от других — от родителей, родственников, одноклассников, однокурсников, коллег… «Мы испытываем на себе влияние той группы, к которой принадлежим, — продолжает Лола Комарова. — Наши сомнения в своей «нормальности» — это еще и проявление страха быть исключенным, отвергнутым этой группой».
Есть и еще одно обстоятельство: почти три поколения в нашей стране жили при советской власти, когда было единое представление о том, каким должен быть и что должен думать гражданин.
«В современном обществе западного типа, к которому теперь, пусть с натяжками, относимся и мы, понятие культурной нормы размыто, — отмечает Елена Соколова. — Людям с ярко выраженными личностными особенностями в этом смысле стало легче следовать собственным ценностям: например, современного фрика раньше легко записали бы в сумасшедшие.
Но с другой стороны, теперь мы поставлены перед необходимостью самостоятельно выбирать из всего разнообразия вариантов. А многие к этому не готовы, для них свободный выбор — как тяжелое бремя».
«Я не такой, как другие»
Максим, 38 лет
«С детства я чувствовал, что между мной и другими есть разница. Я не понимал, почему мне так трудно даются отношения со сверстниками — мне было не интересно то, что их волновало. Я ощущал себя одиноким, хотя и старался не терять контакт с другими людьми.
Однажды я познакомился с психологами, которые протестировали меня и сказали, что у меня «сверхспособности» — то есть я быстрее других соображаю, у меня очень развита интуиция, я сильнее переживаю все происходящее, острее чувствую, и поэтому меня легко ранить.
Это не значит, что я умнее других, лучше их или вообще обладаю каким-то превосходством. Наоборот, в школе у меня были проблемы, мне не хватало стимулов, чтобы учиться. Я даже не знаю, какой у меня в точности IQ, мне это не интересно. Чего я хочу сегодня? Просто лучше понимать самого себя».
Быть в тренде?
Стремление быть «как все» порой заставляет нас подчиняться «ненормальным», иррациональным правилам. Архитектор Жанна жалуется, что влезла в безумные долги: надо с размахом отпраздновать свадьбу сына. В ближайшие несколько лет ей придется отказывать себе во всем, чтобы вернуть эти деньги.
Она соглашается, что это безумие, но продолжает твердить одно — «так принято». Кем принято и почему? Ведь никто из друзей и родных не осудил бы ее, откажись она от этой затеи.
«Иногда иррациональное становится нормой, — подтверждает Лола Комарова. — Причем на то, чтобы этому следовать, уходит много сил. Человек живет с постоянным ощущением, что его оценивают. И далеко не всегда это его реальное окружение — референтная группа может быть плодом его фантазии».
Иногда стремление «быть в тренде» принимает болезненные формы: бесконечные пластические операции, диеты, доводящие до анорексии...
Елена Соколова, изучавшая эту тему, говорит: «Психологическая зависимость от модных стандартов касается не только тела: точно так же некоторые меняют и свои воззрения в погоне за трендом. Такие «флюгеры» легко становятся объектом манипуляций.
Если мы соотносим актуальные тенденции в моде, искусстве или культуре со своими вкусами и свойствами нашего «Я», это говорит об осознанности наших отношений с окружающим миром. Но тот, кто следует образцам или авторитетам бездумно, теряет цельность своего «Я» или меняет его на благосклонность тех, кто «в тренде» и от кого он слишком зависим».
Проявить себя
И все же кому-то из нас кажется, что следовать нормам — значит быть более защищенным. Как будто те могут раз и навсегда застраховать нас от ошибок. Но у каждого свой уникальный путь, и нам его не пройти, не принимая собственных решений.
Психоаналитик Джойс Макдугалл описывает «нормопатию» — одержимость нормальностью, за которой человек прячет свой внутренний хаос. «Такой человек работает, у него есть семья, но глубоко внутри он полностью дезорганизован: суперсерьезный, начисто лишенный юмора, спонтанности, он подавляет свои эмоции и порывы из страха, что его захватит импульс, которому он не может сопротивляться».
Конечно, это крайний случай. Но все же как часто мы пугаемся, обнаруживая, что наша индивидуальность не соответствует воображаемым стандартам. Особенно если это касается сексуальной сферы: ведь она строится на наших фантазиях.
С точки зрения психоанализа нет желания «более стандартного», чем другие
Но как быть, если человек страдает? «Пациенту, который жалуется на навязчивые состояния и моет руки по сто раз на дню, я не скажу: это ненормально, — говорит Марианна Ронво. — Я скажу так: должно быть, эта ситуация вас очень мучает. Это ошибка — считать такой невротический симптом патологией».
Некоторые симптомы мы можем себе «оставить» даже после курса психотерапии — они коренятся в нашей личной истории и исчезнут лишь вместе с нами. «Когда люди обретают себя, когда они осмеливаются выражать самые глубокие свои желания, они перестают быть конформистами», — заключает психоаналитик.
Чтобы стать увереннее в себе, порой мы стараемся выглядеть «как все». Но не менее важно для нас проявить свою индивидуальность, состояться в своей неповторимости.