«Не знаю, что делать — пойду поработаю»: 3 вида зависимых отношений в офисе
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Осознать, что работа начала занимать большую часть жизни, а все остальное стало лишь приложением к ней — непросто. Обычно мы задумываемся о том, что надо менять свое отношение к деятельности, в тот момент, когда организм не выдерживает или кто-то из близких отказывается быть массовкой в моих рабочих буднях. И вдруг становится понятно, что отношения, связанные с работой, стали зависимостью. Этот момент становится поворотным и появляется шанс что-то изменить.

Я и работа

Самый понятный вариант зависимого поведения в офисе — патологические отношения со своей работой, то есть трудовой деятельностью. Здесь нет фиксации на людях, вместо них возникает одержимость самой работой, как если бы она была человеком. Существует только работа и больше ничего.

Рассталась с любимым — надо взять новый проект, загрузить себя побольше, чтобы не вспоминать. Или отец попал в больницу, лучше не думать, что ему предстоит операция, а работать по 12 часов без выходных. Такой способ переключения на деятельность становится понятной и эффективной адаптацией к сложностям, которые возникают в жизни. Не знаю, как справиться с эмоциями, — пойду поработаю.

Проблемой такая адаптация начинает становиться в тот момент, когда переживания постоянно задвигаются, не проживаются и не осознаются

Трудоголизм редко видится как проблема. Я же работаю! Не лежу на диване перед телевизором, как некоторые, а дело делаю. А то, что за таким моим поведением скрывается тревога, страх, стыд, вина, которые никуда не уходят, а лишь стихают на время, не очевидно вовсе.

Все начинает рассматриваться через призму работы. Не помешает ли день рождения дочери моей подготовке к совещанию? Если да, то выберу совещание. Зачем мне отпуск? Отдых — для слабаков, я лучше сосредоточусь на финансовых показателях отдела. Так работа становится самым главным в жизни.

Я и руководитель

Отношения с фигурами власти показывают, как мы относимся к авторитетам вообще. Первые такие персонажи — это родители. Если они проявляли свою власть во благо и не злоупотребляли ей, то мы видим в руководителях людей, на которых мы можем рассчитывать, кто ставит перед нами важные цели, кто нами управляет, но все же является обычным человеком. Если первые властные фигуры подавляли и унижали, не следовали своим же правилам или постоянно их меняли, перекладывали свою ответственность на ребенка, то отношения в иерархии во взрослом возрасте будут складываться непросто.

Взаимодействие с руководителем — всегда вызов для нас. Сам факт того, что кто-то находится в иерархии выше нас, вызывает вопросы: а точно ли мой начальник имеет право на такой статус? Если мы видим в нем обычного человека, но в определенной роли, то зависимости не возникнет.

А вот если мы наделяем его какими-то особенными качествами, то возникнут зависимые отношения

Тут возможны два варианта:

  • руководитель становится сверхчеловеком, всезнающим и все умеющим идеалом, на которого нужно равняться и чью похвалу надо обязательно заслужить;

  • руководитель становится врагом, отвратительным монстром, которого надо победить или не допустить, чтобы он победил тебя.

Начальник может и не знать, что он становится вместилищем наших проекций. И даже может не замечать, что мы боготворим или ненавидим его. Но наша жизнь становится невыносимой. Каждое действие руководителя расценивается как знак или послание нам. Он не доволен? Нужно больше стараться? Или, может, он хочет лишить меня премии и считает себя выше меня?

Мы тратим очень много времени и своих душевных сил на эти метания. Вместо того, чтобы сосредоточиться на работе и на своих компетенциях, мы пытаемся влезть в голову начальнику и понять — а что же он думает на самом деле о нас, какие козни он строит или насколько он доволен нашей работой. Почти все наши мысли устремляются к фигуре начальника, а остальная жизнь переходит в разряд неважного.

Я и коллектив

Некоторые коллективы похожи на деструктивные семьи, где есть место газлайтингу, обесцениванию, эмоциональному насилию и травле. Такая атмосфера не сразу распознается — с первого взгляда может показаться, что здесь все мило и по-домашнему.

Деструктивная атмосфера может возникать по разным причинам:

  • токсичная корпоративная культура,

  • слабое руководство,

  • постоянная текучка,

  • полная напряжения деятельность.

В таком коллективе могут образовываться подгруппы, в которых дружат только со своими, часто присутствует деление на привилегированных старичков и не имеющих прав новичков, постоянно ищут и находят «козлов отпущения».

Такой коллектив может втянуть в зависимые отношения с собой и поглотить неподготовленного человека

На такой работе каждый день живешь как на войне: неизвестно откуда прилетит и по какому поводу. Кто-то включается в борьбу, кто-то замыкается в себя, а кто-то пытается всем угодить. А самое страшное, что может случиться в такой ситуации, — происходящее начнет восприниматься как норма. Ну не бывает же идеальных работ. Везде что-то может не нравиться.

Работа в таком коллективе может сильно выматывать. Это как отношения с нарциссом и абьюзером: погружаешь в его патологический мир, теряя себя и забывая о норме. Оскорбления, унижения, газлайтинг и прочие «прелести» такого союза разрушают самооценку, подавляют инициативность и самостоятельность, убивают веру в себя и людей.

21 сентября Ольга Малинина выступит в Москве на конференции Psychologies «Территория свободной мысли. Независимость от зависимости» с лекцией на тему «Любовная созависимость: как из нее выбраться?».

С программой конференции в Санкт-Петербурге и Москве можно ознакомиться на сайте.

Психологи, психодраматерапевт, схема-терапевт, тренер Ассоциации психодрамы, автор книг «Живем дальше. Как справиться с потерей», «Любовная травма. Как пережить расставание и прочие неприятности»