От чего зависит уровень счастья
Человек может быть своей жизнью доволен или нет, и от внешних обстоятельств это совсем не зависит. Качество жизни — вещь достаточно субъективная, и формируется оно на основе жизненного опыта, уровня культурного, интеллектуального и эмоционального развития.
Высоким уровень субъективного качества жизни становится тогда, когда возможности среды соответствуют потребностям человека. То есть счастливым можно быть в пустыне, у подножия вулкана и на Северном полюсе. Главное, чтобы состыковались три фактора:
ценностные ориентиры,
условия внешней среды,
стратегия достижения счастливой жизни.
Как раз этими стратегиями психологи и занимались, а исследовали они их в среде молодежи Камчатки — уникального региона, где природные красоты сосуществуют вместе с суровыми условиями жизни — и определили качества, которые нужно развивать тем, кто, проживая на полуострове, хочет быть счастливым.
Скажем, людям в регионах с депривирующей средой нужно чаще других пополнять внутренние силы, и на Камчатке для этого есть очень мощный ресурс — природа
«Один человек чувствует себя счастливо, если у него интересная работа, другой — когда прочитал интересную книгу. Мы с коллегами пытаемся понять, какие объективные, личностные ресурсы, а также переменные субъективного качества жизни важны для разных возрастных групп, для профессиональных сообществ, для тех, кто родился на Камчатке или переехал сюда, — отметила доцент кафедры теоретической и практической психологии Камчатского государственного университета (КамГУ) имени Витуса Беринга, кандидат психологических наук Ольга Ширяева. —
С точки зрения объективных характеристик среда на Камчатке по сравнению с другими регионами России считается бедной. Нам удалось определить одну важную переменную — это позитивная оценка среды. Причем она не связана ни с социальным статусом, ни с доходами. Субъективное качество жизни будет на высоком уровне, человек начинает ощущать радость и чувствовать себя счастливым, когда начинает позитивно воспринимать среду, в которой живет и находить в ней плюсы».
Как вам стать счастливее?
- 1/10
Вы собираетесь в отпуск и выбираете отель. Что будет для вас самым важным критерием?
Наличие бесплатной сети Wi-Fi, чтобы всегда оставаться на связи
Возможность отдыхать всей семьей
Огороженная территория отеля без доступа посторонних
Положительные отзывы в интернете
Какие есть стратегии счастливой жизни
Психологи Камчатского университета определили три стратегии достижения «хорошей жизни», две из которых конструктивные:
активный конструктивный эвдемонистический тип («я — часть среды», «я создаю свою среду через общение и служение людям»);
реактивный конструктивный гедонистический тип («нужно жить и получать удовольствие, несмотря ни на что»);
агрессивный неконструктивный дефицитарный тип («среда должна мне»).
1. Активный конструктивный эвдемонистический
Этот тип стратегии присутствует у людей, которые стремятся преобразовать среду под свои потребности. Они стараются повышать свой социальный статус, проявляют чуткость, внимательность, уважение к окружающим, а им, в свою очередь, важно чувствовать себя частью среды, чтобы их хвалили и поддерживали.
У таких людей бывают проблемы с самооценкой, которые выражаются в том, что они открываются миру, который в них не всегда заинтересован
Респонденты — участники исследования, принадлежащие к данному типу, говорили, что хотели бы уехать с Камчатки, так как их тут не поддерживают. Если людей такого типа включать в социальные активности, привлекать к общественной жизни, они свою энергию направляют на благо развития общества. «Люди, которые готовы строить, созидать, и для них это смысл жизни — мечта любого региона», — считает психолог КамГУ имени Витуса Беринга.
2. Реактивный конструктивный гедонистический
Тем, кто реализует эту жизненную стратегию, свойственно получать удовольствие от жизни. Им важно заниматься творчеством, проводить время с близкими. Это своего рода «позитивный эгоизм». Им почти все равно, что происходит в регионе, главное — находить способы реализации своих ценностей всеми способами. Например, заниматься экстремальными видами спорта — лыжами, серфингом, сноубордом. Да и ресурсы на Камчатке прекрасные, но они требуют активной включенности. Можно, скажем, созерцать океан. Но до него надо добраться, приложив для этого усилия.
3. Агрессивный неконструктивный дефицитарный
Этот тип можно назвать деструктивным. У людей, которые придерживаются такой стратегии, низкий субъективный уровень качества жизни, они считают, что «среда им должна». Возникает противоречие: с одной стороны, такие люди оценивают регион, где живут, отрицательно, им тут не нравится, с другой, для достижений и реализаций своих целей они все время чего-то ждут от среды.
У таких людей самый высокий уровень амбиций, и они не совсем понимают, где живут, начинают требовать того, чего на Дальнем Востоке просто нет. От этого — высокий уровень неудовлетворенности жизнью и отсутствие ресурса.
Такой тип людей рано или поздно покидает Камчатку. Но, как правило, в другом месте они будут себя чувствовать так же
В КамГУ проводили исследование, которое показало, что человек, который уезжает с Камчатки в неврозе, в другом месте не будет так счастлив, как он представляет, потому что он не живет в настоящем, не строит свою жизнь, а думает о том, как бы уехать. Это называется синдром отложенной жизни. Из-за этого выпадает кусок осмысленности. Если человек счастлив в депривационных условиях, то, куда бы он ни переехал, он везде сможет быть счастливым, потому что он научился это ощущать в сложных условиях.
Подобный тип стратегии встречается в каждом регионе. Такие люди предъявляют жизни претензии и, как пояснила Ольга Ширяева, «если мы хотим, чтобы они остались, то с ними необходимо проводить психологическую работу по интеграции ценностей и способов их реализации, помогать им в создании адекватной оценки региона, в поиске смысла жизни. Ведь Камчатка уникальна тем, что в этом небольшом регионе намного легче стать известным, скажем, стендапером, квнщиком или ученым.
Как повысить удовлетворенность жизнью
Для счастливой, полноценной жизни в регионе с экстремальными условиями выигрышны первые две стратегии. Активный конструктивный эвдемонистический тип будет стараться преобразовывать среду, делать ее лучше, выстраивать позитивную коммуникацию с окружающими. Реактивный конструктивный гедонистический тип — находить удовольствие в тех возможностях, которые дает ему среда. Но и первым, и вторым необходима социальная и психологическая поддержка. В регионе со сложными условиями особенно необходимо заботиться о людях, создавать им условия для поддержки высокого уровня физического благополучия и восполнения внутренних ресурсов.
Удивительно, но люди агрессивного неконструктивного дефицитарного типа с их амбициозностью могут принести огромную пользу как раз такому региону со сложными условиями проживания. Но для того, чтобы убедить их остаться, потребуется помощь специалистов, работа по созданию позитивной, адекватной оценки региона, поиску смысла, интеграции ценностей и способов их реализации.
Словом, понимание личностных особенностей жителей депривационного региона может помочь улучшить качество жизни как тех, кто его населяет, так и самой среды
«Самое простое — это привести среду к объективным показателям, чтобы она удовлетворяла потребностям человека. Создать ощущение благополучной среды можно за счет повышения уровня медицинской и социальной помощи, увеличения числа мест, где можно отдохнуть и „перезагрузиться“, наполненной культурной жизни и ярких цветов объектов архитектуры», — уверена Ольга Ширяева.
Кроме того, необходимо заниматься развитием личностных ресурсов. Для чего в КамГУ имени Витуса Беринга создается адресная модель для достижения субъективного качества жизни людей различных профессий. В результате исследований было выявлено, что более счастливыми в сложных условиях себя чувствуют те, например, для кого определяющей ценностью является семейное благополучие. Работа продолжается, появляются новые научные результаты, которые позволят помочь человеку быть счастливым там, где сложно.

Доцент кафедры теоретической и практической психологии Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, кандидат психологических наук