Компульсивное или психогенное переедание — расстройство приема пищи, которое встречается не так редко, как может показаться: риск заболеть им в течение жизни составляет 2,8%, тогда как анорексией — 0,6%, а булимией — 1,0%. В большей степени (а если точнее, в 1,75 раза чаще) ему подвержены женщины.
Раньше считалось, что компульсивное переедание — «болезнь» людей с ожирением, но нет: оно напрямую связано с такими расстройствами, как тревожность и депрессия. Компульсивное переедание (КП) выражается в чрезмерном употреблении пищи, при котором человек, как правило:
- практически не контролирует, что и в каком количестве ест;
- ест быстрее, чем обычно;
- испытывает дискомфорт от переедания;
- ест, даже когда не голоден;
- ест один;
- после приема пищи чувствует вину и отвращение к себе.
Достаточно хотя бы трех пунктов из списка, чтобы специалист мог диагностировать это расстройство. Его причины — стресс, жесткие диеты и ограничения приема пищи, которые человек накладывает на себя сам (разумеется, под влиянием общества, в частности СМИ), и ложные представления о том, каким должно быть тело.
Выход — когнитивно-поведенческая терапия
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — доказанный способ борьбы с компульсивным перееданием. Для того чтобы помочь пациенту, надо, во-первых, разобраться, какие негативные мысли и установки им владеют и как они влияют на эмоции и поведение, а во-вторых, сформировать здоровые пищевые привычки — например, переключиться на интуитивное питание.
Вот его принципы:
- Перестаньте сидеть на диетах и откажитесь раз и навсегда от идеи быстро сбросить вес.
- Уважайте потребность организма в пище и не позволяйте ему голодать.
- «Подружитесь» с едой: запрещая себе те или иные продукты, вы лишь усиливаете тягу к ним. Если же вы что-то себе разрешите, этого, скорее всего, будет хотеться меньше.
- Откажитесь от услуг «пищевого инспектора» (особенно того, что сидит в вашей голове): перестаньте делить еду на «хорошую» и «плохую».
- Научитесь получать удовольствие от еды, которая вам нравится.
- Отслеживайте чувство насыщения. Во время еды остановитесь и почувствуйте вкус и текстуру еды, а также прислушайтесь к своему организму: возможно, вы уже сыты. Со временем это начнет происходить автоматически.
- Разберитесь с эмоциями, которые стоят за перееданием. Еда не решит ваших проблем, а вот работа с чувствами (самостоятельно или при поддержке терапевта) может.
- Уважайте свое тело, каким бы оно ни было. Если размер вашей ноги — 39, глупо пытаться втиснуться в туфельку 36-го размера. Так же глупо мерить все тела одной меркой, пытаясь запихнуть их в единый стандарт.
- Учитесь получать удовольствие от движения, не заставляйте себя тренироваться, но найдите любую активность, которая будет вам по душе.
- Заботьтесь о собственном здоровье: вы заслуживаете того, чтобы питаться правильно.
Все это и, конечно, поддержка терапевта может помочь избавиться от компульсивного переедания. Что касается борьбы с лишним весом, тут совет: найдите то, что будет вас мотивировать (это не должны быть обложки глянцевых журналов).
Результаты 20-летнего исследования Университета Брауна показывают, что именно это помогает людям похудеть и удерживать вес. В противном случае вы обречены то сбрасывать вес (ценой огромных усилий), то вновь набирать его, и так раз за разом. Вы же этого не хотите, верно?
«Специалист должен создавать атмосферу уважения и принятия»
Ольга Староверова, психолог
Если вы или ваши близкие решили работать со специалистом по коррекции пищевого поведения, обратите внимание на следующие моменты.
- У специалиста должно быть соответствующее образование в сфере психологии пищевого поведения. Все больше экспертов приходит к мнению, что самый эффективный подход в работе с нарушениями пищевого поведения — интегративный, когда используется микс направлений и методик, а также комплексный подход: психологическое консультирование, диетологическое консультирование, работа с телом. Эту работу может выполнять как команда специалистов, так и один консультант, прошедший соответствующее обучение. Такой подход помогает достичь самой сложной цели — сохранить полученный результат.
- Специалист должен создавать атмосферу уважения и принятия. Не критиковать, а поддерживать и уметь строить партнерские отношения. Вместе выстраивать цели и идти к ним маленькими последовательными шагами. Директивный подход, которым, к сожалению, бывает, грешат врачи-диетологи, неэффективен в работе с расстройствами пищевого поведения и даже может быть опасен. После получения такого опыта клиент может прекратить терапию и усугубить свое состояние.
- Клиенты с компульсивным перееданием сталкиваются с чувством вины и стыда, возникающим после приема пищи. Специалист должен уметь принимать чувства клиента, помогать ему их выдерживать, учить исследовать чувства и быть с ними в контакте.
- Люди с нарушениями пищевого поведения часто испытывают сложности с выстраиванием и соблюдением личных границ и границ других людей. Специалист должен уделять этому особое внимание, выстраивать здоровые границы между собой и клиентом. Это нужно для того, чтобы клиент научился этому навыку и смог контролировать приемы пищи и уметь сказать нет, когда кто-то предлагает перекусить, а клиент в данный момент не голоден.
- Специалист должен доносить информацию максимально доступно, не злоупотребляя научными терминами и формулировками. Клиент должен понимать, что происходит, и не испытывать фрустрацию от своей неосведомленности в данном вопросе.
- Работа с нарушениями пищевого поведения неизбежно будет проходить через сопротивление клиента. Консультант должен уметь его распознавать и разворачивать в сторону ресурса, учить клиента опираться на него.
- Специалист должен уметь работать со срывами клиента. Срыв — это не ошибка и не провал, а важный этап в терапии, позволяющий выйти на новый уровень и новый результат. За ним всегда стоит мощный ресурс, который консультант должен увидеть и показать клиенту. Наконец, специалист должен сам проходить терапию и посещать супервизии. Не стесняйтесь спрашивать его об этом.
Об эксперте
Ольга Староверова — психолог, консультант по коррекции веса и психологии пищевого поведения. Ее профиль.