«Не хочу лечиться от шизофрении, потому что перестану быть интересной»: мнение читательницы и врача

Кадр из фильма «Вечная красота»

Фото

IMDb

Психологическое просвещение дает свои плоды, и сегодня многие с сочувствием относятся к людям с ментальными расстройствами. Но у позитивного явления есть и обратная сторона — проблема романтизации психических заболеваний. Люди рассматривают свою или чужую болезнь как способ выделиться из толпы и даже видят в ней источник вдохновения.

О том, как именно ощущается романтизация своего расстройства, рассказала наша читательница.

«Кажется, если я вылечусь, то от меня не останется ничего»

Лина, 18 лет

Мои проблемы с психическим здоровьем начались еще в 13 лет и со временем усугублялись. Постепенно диагнозы становились все серьезнее, близкие все меньше поддерживали меня. Три месяца назад у меня диагностировали шизофрению. Иногда я чувствую, будто не сама управляю своим телом, случаются галлюцинации. Раньше могла даже неправильно видеть цвета на светофоре.

Бывает такое, что люди, которые узнают о моем диагнозе, с восхищением интересуются, каково это — жить с шизофренией. Некоторые даже говорят о том, что тоже хотели бы иметь такое расстройство.

Я веду социальные сети и получаю много внимания от подписчиков из-за моего диагноза. Мне пишут о том, что я необычная. Раньше я совсем боялась остаться без внимания своей аудитории, сейчас в этом плане немного полегче, потому что появились знакомые вне интернета. Но мое окружение состоит из людей с психическими расстройствами (просто потому что нам легче понимать друг друга) — и это тоже в какой-то степени «зацикливает» меня на ментальных проблемах.

Заболевание уже воспринимается как неотъемлемая часть меня, я как будто состою из тревоги, депрессивных и суицидальных мыслей. Кажется, если я вылечусь, то от меня не останется ничего. Как будто только ментальные проблемы делают меня интересной. И если я потеряю их, то все, что от меня останется, — пустая оболочка.

Я люблю людей, люблю помогать им и хочу, чтобы у всех все было хорошо. Но по отношению к себе самой этого не испытываю. Периодически я забрасываю терапию, потому что когда все становится хорошо, мне кажется, что та девушка с заболеванием — и вовсе не я.

«Не хочу лечиться от шизофрении, потому что перестану быть интересной»: мнение читательницы и врача

«Из-за романтизации у человека стираются границы между диагнозом и всем многообразием его личности»

Лена Осадченко, психолог

Существует две крайности в отношении к психическим заболеваниям — стигматизация и романтизация. Первое явление приводит к тому, что люди с диагнозами начинают избегать общества «обычных» людей, усиливая свое чувство внутренней отчужденности и «неправильности». Вторая же крайность — попытка увидеть в психических заболеваниях одни плюсы.

Например, среди людей с ментальными расстройствами есть творческие личности, и иногда окружающие даже не подозревают об их диагнозах — настолько они гармонично увязаны с проявлениями человека. Такие люди могут привлекать внимание и вызывать восхищение. Тем не менее подобная оптика часто вредит тем, кто проходит терапию и лечение, искажая представление о важности непрерывного процесса исцеления и мониторинга состояния.

Человеку с психическим заболеванием романтизация отчасти позволяет справиться с чувством отчужденности от мира и утратой смыслов. Она дает ощущение особенности, но приводит к тому, что у человека стираются границы между диагнозом и всем многообразием его личности.

Убеждение «Я больше, чем мой диагноз», напротив, помогает поддерживать связь с реальностью, чувствовать себя частью общего

В случае, если человек романтизирует свое ментальное расстройство, помочь могут как группы поддержки, так и индивидуальная работа со специалистом (лучше, если есть психотерапевт и психиатр, которые работают в тандеме). Важна и поддержка близких, осведомленных о заболевании и его проявлениях. Единую рекомендацию в плане подбора подходящего психотерапевтического подхода дать сложно, но может подойти терапия принятия и ответственности, схема-терапия, группы навыков ДБТ.

Самостоятельно можно вести дневник, в котором будет отмечаться все, чем нравится заниматься и чем наполнена жизнь: хобби, интерес к новым темам (например, сейчас в сети много общедоступных курсов, где, в том числе, есть чаты, в которых ученики могут общаться друг с другом), посещение общественных мест, прогулки с друзьями. Такая практика обеспечит подтверждение того, что есть множество «обычных» вещей, насыщающих жизнь приятными моментами.

Часто от усталости, вызванной необходимостью непрерывно справляться с заболеванием, возникают суицидальные мысли и размышления вроде: «Почему у меня есть диагноз, а другие здоровы?!». Временные падения настроения нормальны, от них не застрахован никто. Но если они становятся фоновыми, постоянными, это может быть симптомом депрессии. В таком случае стоит рассказать о своем состоянии близким и обратиться за помощью к специалисту.

Важно учиться отдыхать, фокусироваться на настоящем и обращаться за помощью не из точки бессилия, а из заботы о себе и своем здоровье. И, как бы банально ни звучала рекомендация, необходимо всегда, что бы ни происходило, помнить о том, что лечение — это взрослая инвестиция в свое лучшее состояние. Не забывайте благодарить себя за выбор оставаться на стороне жизни и здоровья.

Елена Осадченко

Экзистенциальный психолог, КПТ-терапевт, ведущая групп поддержки

Личный сайт