Настя, Никита и другие: почему мы так не любим некоторые имена
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Какие имена не нравятся россиянам

Иногда имена могут стать камнем преткновения, некоторые из них даже попадают в черные списки из-за «плохой репутации». Свой топ таких мужских имен сделало, например, издание theGirl — в пятерку попали:

  1. Кирилл,

  2. Андрей,

  3. Олег,

  4. Борис,

  5. Никита.

Такой антирейтинг по версии журнала есть и у женских имен — там в топ-5 оказались:

  1. Дина,

  2. Каролина,

  3. Зина

  4. Кристина,

  5. Настя.

Критерии попадания в такие подборки крайне субъективны: авторы, собирая топ, ориентируются на свои ощущения и личный опыт, а также на посты в соцсетях.

Почему возникает неприязнь к некоторым именам

Альбина Собина, клинический и полимодальный психолог, преподаватель онлайн-института психологии Smart

Подобное отношение встречается не только к именам. Такое происходит и с другими категориями, которыми мы мыслим:

  • продуктами питания — брокколи (чаще негативная ассоциация) и клубника (чаще радостная);

  • занятиями (ходить на бокс — чаще мужское, на танцы — чаще женское).

К некоторым вещам мы изменяем отношение с учетом личного опыта, а другие так и остаются лишь ассоциативно обусловлены. Делает это мышление, чтобы легче определиться, как действовать в отношении объекта. Способы, позволяющие это сделать, — автоматизация и искажение по типу обобщения и ярлыка.

Это актуально для предметов (имен, продуктов), которые очень популярны или, наоборот, редки и необычны. Цель автоматического отношения к ним очевидна — быстрее создать оценку, чтобы понимать, как относиться к объекту. В случае распространенных имен это позволяет не тратить много ресурсов на обдумывание, а в случае редких — знать заранее, как следует поступить. Это кажется ценным, а потому и быстро закрепляется в механизмах мышления.

Так, имея сложенный стереотип, то есть автоматическое мышление на этот счет, еще и подтвержденное социально (в песнях, мемах, историях), мы обобщаем и приклеиваем мысленный стикер на имя, чтобы знать, как на него реагировать.

Однако это же лишает очень важного ориентира — права самостоятельно и без общих обобщающих искажений составлять свой личный опыт взаимодействия

Наверняка в вашей жизни случались ситуации переоценки чего бы то ни было — продукта, вещи, местности. К именам стоит подходить так же, чтобы не потерять возможность составить реалистичное мнение о взаимодействии с их обладателями. Автоматизм в мышлении хорош в процессах ежедневных ритуалов, не требующих переосмысления, например, гигиене, но для имен он слишком упрощает восприятие и делает его чрезмерно плоским.

Верю, что, исследуя опыт своих взаимоотношений с человеком, без использования социальных автоматизмов имени, с большей долей вероятности удастся получить то, для чего мы и вступаем в них: реалистичность восприятия другого человека и ценность общения с ним.

Альбина Собина

Клинический и полимодальный психолог, преподаватель онлайн-института психологии Smart