Роль подарка в современном мире особая. Не укладываясь в рамки рационального экономического поведения, основанного на принципе взаимной выгоды, он стал для нас символом проявления бескорыстной любви или просто дружеского расположения.
Впрочем, такой взгляд довольно далек от истины: в действительности отношения, связывающие дарителя и того, кому он преподносит свой дар, всегда предполагают ту или иную форму взаимности.
В начале прошлого века французский этнолог Марсель Мосс предпринял попытку изучить практику обмена подарками в архаичных обществах.
Его наблюдения, составившие в 1925 году знаменитое «Эссе о даре», актуальны и сегодня: они помогают понять суть предновогодней «подарочной вакханалии», заставляющей нас тратить долгие часы на приобретение бессчетных сувениров и томиться в очередях к столикам подарочной упаковки.
По аналогии с «кулой» (система обмена дарами в племени новозеландских маори) или с «потлачем» (ее эквивалент у североамериканских индейцев), покупая подарки родным и знакомым, мы, по сути дела, вступаем в отношения «добровольно-принудительного обмена»: мы дарим отчасти потому, что хотим этого сами, а отчасти — потому что к этому нас подталкивает традиция.
Мосс выяснил, что на каждом из нас лежат тройные обязательства: дарить подарки, принимать их (отвергнуть дар — значит нанести жестокую обиду дарителю) и отвечать на подарок подарком, обеспечивая тем самым стабильность отношений.
Ответный жест
Прямым прототипом подарка можно назвать акт дарения матерью пищи своему ребенку. Младенец не способен предложить ответный дар — он может подарить ей лишь положительные эмоции, ведь сам факт его существования — уже повод для материнского счастья.
Следовательно, удачный подарок должен, подобно своему прототипу, удовлетворять самым сокровенным потребностям того, кому предназначается.
«Подарок в идеале — прямая антитеза натурального обмена, — комментирует психоаналитик Марина Арутюнян. — Это безвозмездное проявление любви, приязни и внимания. Однако в процессе развития социальных и межличностных отношений он неизбежно обрастает различными прагматическими функциями.
Крайнее проявление этой тенденции — взятка: ее тоже можно квалифицировать как своего рода подарок, который преподносится с определенной целью — склонить на свою сторону».
Любой подарок включает в себя две составляющие: эмоциональную и прагматическую
Даже напрямую не рассчитывая получить в ответ на свой дар некий предмет или услугу, мы невольно ставим получателя в позицию должника. Бессознательно мы надеемся на некий ответный жест с его стороны.
«Подарок всегда содержит в себе некое сообщение, — поясняет психолог Анна Фенько. — Принимать его — значит принимать предложенные отношения. В качестве адекватной реакции на подарок может рассматриваться не только встречный дар, но и, например, чувство благодарности или зависимость, которую ощущает тот, кто этот подарок получает. Такая реакция в конечном итоге повышает самооценку дарителя».
«Вне зависимости от наших сознательных намерений любой подарок включает в себя две составляющие: эмоциональную и прагматическую, — дополняет Марина Арутюнян. — Если первая из них — это искреннее проявление нашей любви, щедрости, желания увидеть радость адресата, вторая олицетворяет стремление к власти, самоутверждению или даже подкупу. Оба этих побуждения присутствуют всегда, но их пропорции будут очень различны в разных подарках, и понять их соотношение можно лишь в контексте конкретных отношений».
Душа подарка
Помимо прагматической и эмоциональной подарок имеет еще одну функцию — магическую. В эпоху расцвета психоанализа Марсель Мосс сделал важнейшее открытие: согласно представлениям наших предков, у подарков имеется душа.
Так, новозеландские маори верят, что каждый подарок несет в себе «ману» — частичку души дарителя. При всей своей архаичности эти представления не утратили своей власти над нами и поныне. Любой, даже незначительный презент незримой нитью связывает нас с тем, кому мы его дарим.
«Подарок — это не просто предмет, предназначенный для другого. Он подчеркивает единственность этого человека, умножает образ дарящего, закрепляет неповторимость их отношений», — говорит психолог и педагог Татьяна Бабушкина.
Возможно, поэтому народная традиция и не позволяла его оценивать — «дареному коню в зубы не смотрят» — и табуировала его дальнейшую передачу — «дареное не дарят». Любой дар магическим образом принимает на себя часть существа дарителя и втягивает его в судьбу другого человека — его адресата.
Главная тайна
«Подарок говорит о нас гораздо больше, чем многие наши поступки, — уверена психолог и педагог Татьяна Бабушкина. — Он исходит из глубинной сути человека, требует от него избыточности души. И чем ее больше, тем удивительнее сам подарок.
Его главная тайна не в том, что душа подарка родственна сразу двум человеческим душам — дарящего и того, кому подарок предназначается. И даже не в том, что сам процесс дарения иногда приносит большую радость, чем его получение.
Главная его тайна в том, что истинный подарок не придумывается, а случается, он входит в душу дарящего как вдохновение, без всякого повода. И его подлинный смысл иногда приходит к нам спустя долгие годы».
«Худший подарок в моей жизни...»
Анжела, 24 года
«В институте я очень переживала из-за своей полноты, и вот на день рождения моя лучшая подруга подарила мне… курс таблеток для похудения. При всех, с остроумным, как ей казалось, комментарием. А мне хотелось в этот момент провалиться под землю от стыда и обиды».
Вячеслав, 38 лет
«Теща как-то привезла мне из Греции календарь с изображениями на древних вазах. Это были сплошь эротические сцены. Уж не знаю, хотела ли она таким образом намекнуть на то, что я слишком занят работой и не удовлетворяю ее дочь как мужчина, или это была форма женского кокетства, но мне ее подарок показался просто хамским».
Екатерина, 36 лет
«На Новый год мой теперь уже бывший муж подарил мне чудесный голубой кулон. Я была так счастлива! А потом свой подарок развернула его сестра. Это были сережки, которые шли в комплекте с ним! Я убежала плакать в другую комнату. Мне кажется, с того дня у нас с ним все и пошло наперекосяк».
Юлия, 21 год
«Старшая сестра подарила мне на день рождения красивый серебристый кошелек. Казалось бы, здорово, только двумя годами раньше именно его я подарила ее дочери на восьмилетие. Своим поступком сестра мне сделала больно по-настоящему. Жаль, что я до сих пор не в силах сказать ей об этом».
Оксана, 35 лет
«Когда мне было лет 10, незадолго до Нового года у меня завелись вши. Мама сама обрила мне голову, а потом пришел Дед Мороз и подарил мне красивый пакет... с очень красивыми заколками для волос. Я рыдала ужасно. До сих пор не понимаю, как она могла со мной так поступить…»
Галина, 43 года
«Мне было 37 лет, и от меня только что ушел муж. Я очень тяжело это переживала и Новый год решила встретить с родителями. Обычно они дарили мне что-то полезное, а в тот раз преподнесли… песочные часы. «Да-да, — сказала мне мама, — это чтобы ты не забывала, как быстро бежит время».