«Это и правда странно... Сегодня мне приснился отец — он умер пятнадцать лет назад. Он был молодой, без морщин и очень веселый. Мы с ним долго разговаривали, а утром я проснулась с ощущением, будто родилась заново». «Я вошла в какой-то дом с бесконечной чередой комнат, в которых никто не живет...»
Каждому из нас знакомы подобные рассказы недоумевающих сновидцев. Ими делятся близкие, коллеги, дети… Тот, кто рассказывает свой сон, всякий раз делает нам подарок — открывает сокровенную часть своей души.
«Вторая жизнь», проживаемая нами в сновидениях, щедра к нам, поэтична, не искажена социальными установками или ожиданиями других. Это чистейший продукт нашего глубинного существа и в то же время чудесный инструмент самопознания и развития.
Пророчества или путь к себе?
Посланники богов у древних греков, вдохновители пророков или великих вождей у индейцев... Ночные видения всегда считались вестниками судьбы, чудом, пророческим явлением. Великие Фрейд и Юнг, а вслед за ними и современные исследователи подтверждают: сны необходимы для нашей жизни1.
«Стражи сна», как называл их основатель психоанализа, в первую очередь помогают оставаться погруженными в него. Так, если спящий хочет пить, сон о том, как он пьет воду из источника, не дает ему проснуться.
Сновидения обладают способностью соединять нас с сокровищницей знаний, принадлежащих предкам
Сны также позволяют переработать, рассортировать или стереть те сведения, которые мы получили в течение дня. Благодаря снам мы отбрасываем все несущественное и выявляем приоритеты. И, если верить Фрейду, в снах мы утоляем самые сокровенные желания и «воссоздаем» себя заново, чтобы каждый день начинать «на свежую голову».
Более того: сновидения обладают способностью соединять нас с сокровищницей знаний, принадлежащих предкам. Австралийские аборигены, к примеру, убеждены, что сны существуют задолго до момента, когда их кто-нибудь увидит, и представляют основу жизни на земле. Для них по-настоящему сновидели предки, то есть творили силой сознания мир с его правилами и ценностями.
Как утверждает французский психоаналитик Ги Корно, «во сне, в этом измененном состоянии сознания, мы получаем доступ к более обширным знаниям, чем те, которые доступны во время бодрствования». Как это доказать? Во сне мы встречаем символы или слова, которых не знаем или никогда не употребляем сознательно.
Как приступить к анализу
Проснувшись, мы порой пытаемся сразу объяснить свой сон. Не стоит торопиться, считает психоаналитик Андрей Россохин.
«Анализ — это функция сознания, а сновидение — результат активности бессознательного, — поясняет Андрей Россохин. — Мы можем быть искренне уверены в том, что понимаем свой сон, но на самом деле слышим лишь голос собственной логики».
Поэтому не торопитесь. Старайтесь дольше оставаться в «сновидном» состоянии, которое возникает при постепенном пробуждении: в нем продолжают жить ночные образы, но одновременно появляется и способность к самонаблюдению. «Закройте глаза и оживите некоторые приснившиеся эпизоды, вспомнив самые незначительные фрагменты сна или его «послевкусие», — предлагает психоаналитик. — Дайте сновидению «дышать», откройтесь мыслям и ощущениям, которые будут возникать в связи с увиденным. И лишь собрав некоторое количество ассоциаций, попробуйте проанализировать, какая связь между ними, образами сна и вашей жизнью».
Проделывая такую работу, мы постепенно начинаем понимать, что сны — это не отрывочные, никак не связанные друг с другом эпизоды, а проявления сложной работы души, которая старается донести до нас нечто важное.
Образы веков
Элементы снов, которые не относятся к личной истории сновидца, Фрейд считал «архаическими остатками». Позже Юнг назвал их «архетипами» — формами психики, которые нельзя объяснить никакими событиями жизни и которые можно считать первородными. Они составляют наследие человеческого духа2. Первооткрыватель коллективного бессознательного неоднократно наблюдал его проявления, в том числе и у детей.
Так, десятилетняя девочка рассказывала свои сны отцу, пациенту Юнга. В них появлялся «злой зверь, чудище в виде змеи со множеством рогов». Юнг обнаружил, что такой же «рогатый змей» упоминался единственный раз, в XVI веке, в написанном на латыни труде по алхимии. Как же у ребенка мог возникнуть этот образ?
Наибольшую помощь нам оказывают утренние грезы, которые приходятся на фазу парадоксального сна
Порожденные нашей, как говорил Юнг, «головокружительно древней психеи», эти образы — инстинктивные представления, пришедшие из глубины веков и передаваемыми из поколения в поколение.
Лабиринт, дерево, змея, враждующие братья, солнце, вода… Эти универсальные символы, возросшие на почве мифов и религий, приходят в наши сны наравне с профессиональными и личными событиями прожитого дня. Именно они позволяют нам по-новому взглянуть на обыденные сюжеты, проливая на них новый, неожиданный свет.
Как правило, сонники всех сортов сводят содержание сновидений к одному-единственному смыслу, некой готовой интерпретации — наподобие «готового платья», которое подойдет любому. В действительности же (и это всякий раз подтверждается в ходе психоанализа) только в диалоге универсального и личного, сознания и бессознательного, самостоятельных поисков и мудрости человечества эти образы способны привести нас к вдохновенным открытиям.
Сила творчества
Невозможно делить сны на «хорошие» и «плохие» — даже кошмары помогают, проявляя вытесненные тревоги, которые мешают двигаться вперед. У образов ночных видений всегда несколько смыслов, и только поиск ассоциаций и интерпретация этих образов позволяют понять себя лучше.
Поэтому специалисты призывают извлекать пользу из снов, поддерживая с ними постоянный диалог, записывая их. По наблюдениям Юнга, как короля играет свита, так и сон способен раскрыть свое послание лишь в череде предшествующих и последующих сновидений.
Наибольшую помощь нам оказывают утренние грезы, которые приходятся на фазу парадоксального сна. «Они одновременно и наиболее символичны, и наиболее близки нашей «сознательной» жизни: в это время мы уже начинаем готовить себя к наступающему дню, — считает Ги Корно. — Бессознательное предлагает свой творческий взгляд и расширяет сознательную точку зрения на актуальные проблемы».
Рассказать свой сон — лишь один из способов лучше понять его. А самый надежный — глубокий, постоянный контакт со сновидениями. «Будьте внимательны к этим неповторимым ночным картинам, — призывает юнгианский психотерапевт Мадина Слуцкая. — Нам стоит размышлять над снами, следить за перипетиями их сюжетов, записывать их наяву. Стараясь понять эти послания, мы сможем извлечь из них уроки и помочь своей личности раскрыться».
И тогда, быть может, наши дни станут светлее... благодаря ночам.
Кодекс просвещенного сновидца
Увидеть, записать, а затем постараться проанализировать: так, шаг за шагом, можно приблизиться к пониманию собственных сновидений... и себя.
- Ложась спать, повторите про себя: «Я хочу завтра помнить свой сон».
- Положите на прикроватный столик блокнот или диктофон: у вас будет возможность, проснувшись (утром или посреди ночи), набросать несколько фраз.
- Позднее, используя эти краткие наброски, запишите свой сон подробнее в специальном блокноте. Выделите на это десять–пятнадцать минут. Не заботьтесь о стиле, ваша задача — детально зафиксировать события сна и чувства, которые вы испытали. Не забудьте озаглавить сон и указать дату.
- Спросите себя, что могут означать ваши сны: когда они собраны в одном блокноте, становится легче заметить постоянные темы и повторяющиеся ситуации.
- Постарайтесь упражняться в записи и осмыслении снов регулярно. Накопив опыт, вы сможете легче подбирать ключи к образам сновидений и яснее понимать их значение.
Об этом
- Зигмунд Фрейд «Толкование сновидений» (Эксмо, 2015).
- Карл Густав Юнг «Символическая жизнь» (Когито-Центр, 2013).
- Альберт Налчаджян «Ночная жизнь» (Питер, 2004).
1 M. Jouvet «Le sommeil et le Reve» (Odile Jacob, 2000).
2 «Эссе по аналитической психологии» в книге К. Г. Юнг «Очерки по психологии бессознательного» (Когито-Центр, 2013).