К такому выводу пришли психологи из Городского университета Манчестера (Великобритания), статья которых
Эндрю Денован и его коллеги занимаются изучением негативных личностных качеств — «темной триады», в которую входят:
нарциссизм — завышенное самомнение, стремление к лидерству, самонадеянность;
макиавеллизм — цинизм, аморальность, склонность к манипуляции окружающими ради собственной выгоды;
психопатия — склонность к импульсивному и асоциальному поведению, отсутствие эмпатии.
На этот раз исследователи решили определить, как эти черты характера влияют на успехи в учебе
При этом ученые предположили, что тут необходимо также учитывать такое индивидуальное личностное качество, как психологическая устойчивость — способность человека справляться с проблемами и нормально функционировать в условиях стресса.
В исследовании принимали участие сто британских студентов обоих полов, которые дважды — в начале академического года и примерно три месяца спустя, в начале второго семестра — прошли подробное анкетирование. Ответы участников на вопросы позволили исследователям оценить выраженность симптомов депрессии, степень психологической устойчивости, индивидуальные особенности восприятия новой информации, а также определить, в какой мере в их характере проявляются черты «темной триады».
Оказалось, нарциссизм — единственное «темное» личностное качество, связанное с успешной учебой
Студенты, набравшие высокие баллы по «шкале нарциссизма», как правило, обладали хорошей психологической устойчивостью, не страдали от депрессии и использовали в процессе обучения более эффективные стратегии.
Способность нарциссов сосредоточенно и уверенно идти к цели, их стремление к получению высоких оценок и превосходству над соучениками, в сочетании с отличной психологической устойчивостью, дает им возможность выстраивать оптимальную стратегию обучения, позволяющую добиваться желаемых результатов,
Andrew Denovan, Neil Dagnall, Elena Artamonova, Kostas A.Papageorgiou. «Dark Triad traits, learning styles, and symptoms of depression: Assessing the contribution of mental toughness longitudinally», Learning and Individual Differences, Volume 91, October 2021.