«Мы рождены, чтобы жить полной жизнью»

Psychologies: Таланты, знания, интуиция… Почему не всем удается полноценно воспользоваться этим богатством?

Галина Иванченко: Социум, в котором мы живем, крайне редко позволяет нам проявить лучшие качества. И мы теряем связь со своими талантами, с лучшим в себе. При этом творческим потенциалом обладает каждый.

Один из основателей гуманистической психологии, Карл Роджерс, говорил в этой связи о «человеческом потенциале». Он считал, что личностный рост во многом зависит от того, насколько мы реализуем глубинную творческую потребность, которая особенно очевидна в детстве: каждый ребенок по-своему творец. Но с возрастом все меняется — взрослея, дети начинают ориентироваться на одобрение взрослых, которые редко готовы принимать их фантазии и идеи. И дети начинают подлаживаться под стандарты.

Гонка за достижениями мешает понять, что далеко не все сводится к шкале ценностей, которую предлагает общество

Американский психолог Пол Торранс приводит интересные данные: около 60% выдающихся людей были неуспешны в школе1. Причина та же — их креативность и одаренность не вписывались в действующую систему.

Но мы живем в мире, который постоянно побуждает к достижениям. Разве это не стимул к творческим поискам нашего лучшего «Я»?

Сегодня эти поиски, как правило, связаны с конкуренцией, со стремлением «быть лучше других». Но в большинстве случаев такая соревновательность и гонка за достижениями мешают понять, что далеко не все сводится к шкале ценностей, которую предлагает общество. Внутри каждого скрывается творческое начало, которое необходимо развивать. В результате у многих эта глубинная сила подавлена, а между ней и личностью образуется пропасть.

Насколько нова эта тенденция?

В традиционном обществе она тоже присутствовала, поскольку каждому были изначально заданы его социальный «потолок» и соответствующие образ жизни и занятия.

Сегодня из-за роста информационных потоков и обилия рекламы, указывающей, чему нужно соответствовать и к чему стремиться, требования социума стали гораздо более навязчивыми и унифицированными. Далеко не все умеют защищаться от них, доверять себе, своим знаниям, интуиции, таланту.

Когда у нас появляется желание определить свои настоящие достоинства?

Потребность в этом чаще возникает у тех, кто уже приобрел жизненный опыт: сменил несколько мест работы и даже профессий, побывал в разных странах, но… так и не встретился с самим собой.

Другая причина в том, что на качество ежедневной работы часто не влияет, проявим мы лучшее в себе или лишь формально выполним обязанности. Так возникает ощущение собственной заменимости, но именно оно подталкивает искать скрытые качества, способности, достоинства.

Можно ли обрести себя настоящего, опираясь только на свои лучшие качества? Не игнорируем ли мы при этом собственные слабости, занимаясь по сути самообманом?

Наша задача — видеть в слабых и в сильных сторонах инструмент для личного самосовершенствования. Благодаря сильным качествам стремиться к чему-то большему, а слабые не рассматривать фаталистически («Какой ужас!») — вместо этого признать их, работать с ними, искать ситуации, где риск их проявления минимален. Задача каждого — достичь того, что может только он, опираясь на уникальную комбинацию сильных и слабых сторон.

Удачно сложенная пирамида

Что движет нашим поведением? Какие мотивы и потребности заставляют нас быть активными, деятельными, не бояться ошибок, рисковать? Американский психолог Абрахам Маслоу выделял несколько групп потребностей — об этом он пишет в работе «Мотивация и личность» (Питер, 2007): часть из них восполняет то, в чем мы ощущаем нехватку, другая — это потребности роста, развития. Но пока не удовлетворены низшие (физиологические) потребности, мы не можем стремиться к духовным достижениям. Если нас мучает жажда, вряд ли мы станем думать о чем-то другом. Идея пирамиды потребностей впервые была опубликована в 1943 году. Однако через 11 лет Маслоу отказался от идеи иерархии: он признал, что нередко те, кто испытывает голод, холод или потребность в безопасности, обнаруживают в себе стремление к высшим мотивам, связанным с творчеством и стремлением к саморазвитию.

Потребности пирамиды Маслоу от низших к высшим:

  • Физиологические потребности в пище, воде, отдыхе, сексе.
  • Потребность в безопасности: нам важно чувствовать защищенность, уверенность и стабильность.
  • Потребность в привязанности, принятии, присоединении и любви.
  • Потребность в уважении: в положительной самооценке, в признании и уважении со стороны других.
  • Потребность в самоактуализации, максимально полном раскрытии своего потенциала.

Что бы вы посоветовали тем, кто искренне расстраивается: «У меня нет никаких талантов…»?

Я бы сказала, что, меняя жизнь, важно сохранять осторожность, благоразумие, бережность — словно обращаешься с чем-то, что особенно ценно и хрупко. Бывает, человек почти не знает себя, потому что никогда не оставался наедине с собой, боясь думать о собственной жизни. Тогда ему нужно использовать любую возможность, чтобы услышать внутренний голос, понять, что вызывает скуку, а что — удовольствие.

Скука и удовольствие — это критерии того, по какому пути мы движемся — верному или ложному?

Да, и особенно полезно обращать внимание на скуку. Она — шанс встретиться с собой, почувствовать, что мы переросли какие-то занятия или отношения.

С удовольствиями сложнее. Если ограничиваться только незамысловатыми удовольствиями, не требующими душевного труда, — например, вечер с чипсами перед телевизором, постоянное чтение бульварных романов, — мы остановимся во внутреннем развитии. К тому же такими ощущениями легко пресытиться.

Удовольствия же иного порядка — неформальное общение, новые знания, творчество, хороший качественный фильм или роман, — хотя порой и требуют усилий, дают ощущение радости от того, что мы развиваемся, меняемся, движемся вперед... к самим себе.

Об этом

  • Карл Роджерс «Взгляд на психотерапию. Становление человека» (Прогресс Универс, 1994).
  • Ролло Мэй «Мужество творить» (Инициатива, ИОИ, 2001).
Галина Иванченко

Об эксперте

Галина Иванченко — доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор Государственного университета — Высшей школы экономики. Автор нескольких книг, среди которых «Логос любви» (Смысл, 2007).


1 P. Torrance «Creativity in the Сlassroom». National Education Association,1977.