«У меня никогда не было машины, но я с детства неравнодушен к автомобилям, — рассказывает 51-летний Евгений. — Как-то подростки прикатили в наш двор старую «Волгу». Я шел мимо, смотрю — пыхтят, пытаются поднять ее домкратом. Помог. В другой раз зачистил контакты, достал им краску…
Я ходил по локоть в машинном масле и в результате так втянулся, что стал тратить на эту развалюху чуть ли не все свободное время. Соседи пальцем у виска крутили, жена была недовольна, что я все выходные пропадаю во дворе. Но представьте: мы эту «Волгу» почти реанимировали! Салон перетянули, капот разрисовали. Общение с мальчишками и возня с машиной доставляют мне такое удовольствие, что я забываю и о возрасте, и о своих проблемах.
Жена говорит: ты прямо помолодел. Еще бы, во-первых, когда с ребятами общаешься, про возраст забываешь, ну а во-вторых, детская мечта сбылась!»
Женщины испытывают смешанное чувство удивления и раздражения, когда их спутники перевоплощаются из солидных мужчин в непосредственных детей: часами ковыряются в железках, играют в футбол или проводят день, воюя с компьютерными кибермонстрами. Но что беспокоит их на самом деле — несерьезность мужского поведения или… нереализованное желание самим почувствовать себя детьми?
Разница в поведении
Значит ли это, что мужчинам легче установить контакт с собственным детством?
«В каком-то смысле это так, — считает психотерапевт Виктор Макаров. — Мужчина, как правило, ориентирован на результат, у него есть внятная цель. И если он ощутит в себе потребность вновь почувствовать себя ребенком (будь то спонтанный импульс или осознанное желание), то реализует это гораздо быстрее, чем женщина. Для нее ощутить легкость и непосредственность всегда непросто: чувство ответственности заставляет женщину сосредоточиться на процессе (как я это делаю), а не на достижении (к чему я стремлюсь)».
Женщинам вообще сложнее переключаться с эмоций на действия: часто им мешают детали, на которые мужчины не обращают внимания: например, то, как они выглядят со стороны или что о них подумают другие.
Контакт с собственным детством помогает каждому из нас сохранять вкус к жизни
«Поведение мужчин более заметно, они легче демонстрируют свои желания и потребности. Женщины же скорее устремлены внутрь себя, — комментирует Виктор Макаров. — Мужчинам легче начать действовать, нежели вновь и вновь обсуждать необходимость действия. Например, если у мужчины возникнет желание поиграть во дворе в футбол, он встанет и пойдет играть. Женщинам, наоборот, проще обсудить свои чувства и ощущения, чем, скажем, позвонить и записаться в театральную студию».
«Может показаться, что мужчине проще вновь почувствовать себя ребенком, — говорит юнгианский психотерапевт Мадина Слуцкая. — Ведь мальчики, как правило, воспитываются с учетом, что они будут играть в обществе активную роль. И, когда мальчик вырастает, он уже ориентирован на то, что активность — это хорошо, правильно».
Тем не менее всем нам знакомы совершенно пассивные мужчины и креативные женщины. Ведь на наше поведение в конечном итоге влияют очень многие факторы: наш темперамент, воспитание, обстоятельства детства, история семьи и отношения с родителями.
Смена ролей
А как женщинам удается прикоснуться к своему детству?
«По выходным я учусь танцевать аргентинское танго, — рассказывает 29-летняя Алена. — В танце я забываю обо всем на свете, мне кажется, что я живу в другую эпоху, в другой стране». «Мы с коллегами по выходным устраиваем кукольные спектакли — не только для наших детей, но и для себя тоже, — рассказывает 34-летняя Ирина. — Шьем кукол, делаем декорации — словом, устраиваем себе праздники».
Участие в тематических вечеринках, карнавалах, театральных действах — это прекрасный повод и возможность активизировать свое детское состояние, освободиться от всего внешнего и вернуться к тому, чего нам хотелось с детства и на самом деле хочется до сих пор.
Став взрослыми, мужчины по-прежнему воспринимают футбол как игру. А для женщин игра в дочки-матери становится рутиной
«В нашей стране немало праздников, — говорит Виктор Макаров, — но мы, к сожалению, не умеем пользоваться этой счастливой возможностью «раскрепостить» своего внутреннего ребенка, потому что обычное наше застолье (пусть даже и с песнями) его не радует. А вот настоящее веселье, танцы, игры гармонизируют его состояние».
Впервые мы выбираем увлечения и игры в раннем детстве. Важная роль в этом отводится процессу идентификации с родителем своего пола, поэтому девочки чаще играют в куклы, а мальчики предпочитают машинки или футбол. Но, став взрослыми, мужчины по-прежнему воспринимают футбол как игру. А когда вырастают девочки, игра в дочки-матери становится для них рутинными буднями. Поэтому женщины ищут другие способы ощутить в себе внутреннего ребенка.
«Чтобы воссоединиться с ним, они выбирают танцы, живопись, театр, литературные занятия — все то, что позволяет освободить воображение, сменить привычную роль и не имеет отношения к быту, работе, — поясняет Мадина Слуцкая. — Хотя некоторым женщинам иногда все же проще найти себя в «семейном» творчестве, которое не требует непременного выхода из дому: они вышивают, шьют, готовят необычные сложные блюда»
Радоваться по-настоящему
Забывая о «взрослых» повседневных делах, мы возвращаемся в детство — время, когда проблемы и обязательства были для нас всего лишь частью игры. Внутренний ребенок оживает и тогда, когда мы оставляем (пусть на время) тревоги, связанные с будущим, и радуемся настоящему.
Древние греки различали два вида времени: хронос (непрерывно текущее) и кайрос (время настоящего момента). Именно к последнему относятся наши отношения с внутренним ребенком.
«Когда мне бывает грустно, я иду в детский парк, где мы когда-то гуляли с бабушкой, — рассказывает 28-летняя Кира. — Или просто заворачиваюсь в бабушкин платок — он немножко колючий и пахнет еле уловимо каким-то одеколоном, который сейчас уже нигде не найдешь… и мечтаю, как в детстве».
Не так и важно, каким именно образом мы соединяемся с ребенком в себе, — важно, чтобы мы разрешили себе это сделать
Мы легко покидаем хронологическое (календарное) время, когда какие-то звуки, картинки или запахи увлекают нас в мечты, — в этот момент оживает внутренний ребенок. «Он позволяет исследовать мир, изобретать, выражать чувства, быть непосредственными и открытыми, — говорит семейный психотерапевт Инна Хамитова. — Внутренний ребенок — это наше творческое начало, и у него нет пола, мы же не говорим: внутренний мальчик или внутренняя девочка.
Если в детстве на импульсивность ребенка по каким-то причинам было наложено табу (например, от него требовали абсолютного послушания), тогда вся его активность и креатив будут воплощаться в мечтах. Внутренний ребенок, если мы сохраняем с ним контакт, все время развивается, познает окружающий мир. Именно это позволяет отличить проявление во взрослом человеке черт, пришедших из детства, от инфантильности».
Разница в отношениях, которые мы поддерживаем с собственным детством, показывает лишь то, насколько мужчины и женщины (точнее, мужское и женское в нас) отличаются друг от друга способом постижения мира. На самом деле не так и важно, каким именно образом мы соединяемся с ребенком в себе, — важно, чтобы мы разрешили себе это сделать. Ведь сохранить этот контакт означает сохранить свои корни, а в конечном счете — и вкус к жизни.
Детство и инфантильность
Иногда мы упрекаем наших близких в несерьезности, незрелости. Как определить, действительно ли человек инфантилен? «Главный признак инфантильности — это неспособность человека решать задачи очередного этапа жизни, нести ответственность за свои решения и поступки, — рассказывает Мадина Слуцкая. — Это может выглядеть как затянувшийся подростковый кризис. Инфантильный человек либо остается зависимым от других, либо действует наперекор. Иногда он может продолжать даже одеваться как подросток, часто употреблять в речи сленг, предаваться экстремальным увлечениям или капризничать, требуя повышенного внимания к себе. Это в равной степени касается мужчин и женщин. Кроме того, часто люди, достаточно реализовавшиеся и зрелые в социальном плане, могут быть инфантильными в семье. Если увлечениям человека оказываются подчинены интересы и потребности всех близких ему людей, это тоже говорит о его инфантилизме».