Если человек не слишком доверяет себе, он может отказаться от активных действий и принятия важных решений. Но и избыток доверия не идет нам на пользу: мы рискуем переоценить свои силы и знания и не заметить тревожных признаков в поведении людей.
как мы принимаем решения?
За возникновение чувства доверия отвечает особый участок мозга, расположенный прямо над глазами, — вентромедиальная префронтальная кора мозга. Благодаря ей мы можем оценивать варианты действий и принимать решения. Нейропсихологи обнаружили, что принятие решения на самом деле включает два этапа, происходящих практически одновременно: наше суждение о чем-то и оценка степени нашего доверия к этому суждению.
Наше решение о доверии к своим ощущениям зависит от того, насколько сильны эти ощущения
Например, мы смотрим меню в ресторане и выбираем, что бы заказать. Одна группа нейронов активируется в тот момент, когда мы пытаемся представить вкус и запах блюда. Допустим, изображение стейка кажется нам аппетитным. Почти в то же самое мгновение другие нейроны оценивают вероятность того, что мы правы.
искажения доверия
Все это происходит автоматически, на бессознательном уровне, поэтому два, по существу, отдельных решения воспринимаются нашим сознанием как одно. На практике это приводит к тому, что наше решение о доверии к своим ощущениям зависит от того, насколько сильны эти ощущения.
Иными словами, чем более сильные ощущения вызывает у нас та или иная информация, тем больше мы верим своим ощущениям. Например, мы больше склонны верить эмоциональным, а не рациональным аргументам, а также тому, что нам уже знакомо или связано с приятными ощущениями.
Искажения, связанные с чрезмерным доверием к своим суждениям, встречаются не только у тех, кто склонен к нарциссизму и завышенной самооценке. Например, 85% водителей считают, что их навыки управления автомобилем лучше, чем у других. Вероятно, в первую очередь они считают себя достаточно опытными и аккуратными водителями.
Мозг тяготеет к самоубеждению: «Если я так решил, значит, я прав»
Но их доверие к своей оценке собственных способностей вселяет в них еще большую уверенность и притупляет сомнения. Мысль в духе «я очень хорошо вожу машину, но я в этом не уверен» трудно дается мозгу, поскольку он тяготеет к самоубеждению: «Если я так решил, значит, я прав».
Другой пример искажения — «гало-эффект», согласно которому мы склонны доверять людям, которые кажутся нам интересными, остроумными, красивыми или похожими на нас. Если наше первое впечатление от человека положительно, оно также будет подавлять наши сомнения — а заодно и наше доверие к чужим словам, которые не согласуются со сложившимся у нас в голове образом.
Когнитивные искажения приводят к рискованным решениям при игре на бирже. Чем больше мы верим в возможность получения прибыли, тем больше доверяем своей интуиции. Последствия такого поведения хорошо известны.
реально ли исправить свое мышление?
Почему же мы вновь и вновь повторяем одни и те же ошибки? Прежде всего потому, что нам редко приходит в голову взглянуть со стороны на то, как мы мыслим и почему принимаем те или иные решения. Способность к метамышлению (анализу собственного мышления) — одна из самых сложных для освоения.
Однако развить ее можно — например, проговаривая вслух свои рассуждения или обсуждая их с другими. В 2010 году датские и английские психологи в результате исследования обнаружили, что два участника оценивают цвета на картине точнее, чем по отдельности. Но такой результат достигался только при одном условии: если они делились друг с другом своими мнениями и позволяли себе сомневаться в своих оценках.