Дел много, времени мало. Кто сделал больше всех — тот выиграл. Мы знаем правила и стараемся изо всех сил, даже не замечая, сколько всего делаем, продолжая ставить галочки в списке дел.
Дорога на работу — отличное время, чтобы послушать подкаст и исполнить долг в приложениях для изучения языков. Регулярный созвон с родителями хорошо совмещается с фоновым онлайн-шопингом. А целую вечность ожидания зеленого сигнала светофора можно скрасить быстрым просмотром социальных сетей.
В широком смысле многозадачность понимают как попытку одновременного выполнения двух или более задач. Только вот подвох в том, что зачастую человеческому мозгу не хватает архитектуры для одновременного выполнения всего. Если что, под архитектурой мы подразумеваем когнитивные и нейронные строительные блоки и системы, которые обеспечивают психическое функционирование, такие как краткосрочная или долгосрочная память, умение планировать, распознавать эмоции и многое другое.
Что бы ни говорили легенды о Цезаре, на самом деле мы очень редко действительно выполняем два дела одновременно (только если одно из них не простое настолько, что выполняется на автомате). Зачастую мы просто последовательно переключаем внимание между всеми задачами, которые пытаемся выполнить.
Например, за рулем мы смотрим на светофор, затем в телефон, снова на светофор, потом опять в телефон и в какой-то момент мы слышим, что пять машин за нами громко гудят, поминая незлым крепким словом.
Что в этот момент происходит у нас в мозгу?
У нас есть несколько сетей мозга, участвующих в исполнительном контроле и поддержании устойчивого внимания, которые помогают нам справляться с многозадачностью:
лобно-теменная сеть контроля,
дорсальная
и вентральная сети внимания.
Эти сети поддерживают фокусирование внимания на задаче, выборе информации, которая имеет к ней отношение, и фильтрации ненужной информации, которая не помогает нам на пути к поставленной цели.
Если проще, то одна сеть следит, чтобы мы делали дело, другая подсвечивает все важное, касающееся этого дела, а третья не дает отвлекаться на постороннее.
Чтобы выполнять задачу качественно, нам требуется работа всех трех сетей
Но когда мы делаем несколько дел одновременно, наши сети исполнительного контроля не понимают, какой из стимулов нужно считать основным, а какой отфильтровать как мусор. Им не видно, что конкретно вы сейчас делаете, для них существует только множество конкурирующих сигналов, которые не могут определиться, релевантные они или нерелевантные. Это может вызвать сбои и путаницу во взаимодействии между сетями внимания и контроля в мозгу.
В результате мы не просто тратим больше ресурсов на одновременное выполнение задач и запутываем собственные мозговые системы, но и намного сильнее устаем, поскольку мозг хуже отфильтровывает отвлекающие нас факторы.
Написали большой список дел, сделали их все, хотя нам все на свете мешало, и в конце дня очень устали и хотим лежать. Знакомо?
А насколько велик риск, что очередной отвлекающий стимул выбьет нас из рабочего настроя настолько, что мы очнемся спустя несколько часов, зачем-то гугля дату рождения короля Испании?
Кроме того, нельзя также забывать про качество выполненной работы, которым мы платим при переключении внимания
В исследовании ученых Мелвилла и Брэдли (2005) участников попросили выполнять задачу по поиску определенных цифр, спрятанных в наборе букв, при этом их периодически прерывали и затем просили продолжить задачу.
Результаты показали, что участники, которых отвлекали, допускали больше ошибок по сравнению с теми, кто работал спокойно. И это лишь один из множества примеров, который подтверждает, что стоимость великой «многозадачности», или, проще говоря, простого переключения внимания, — снижение производительности. А людям, делающим это часто, почти всегда требуется больше времени для выполнения задачи, и делают они работу с большим количеством ошибок.
Эксперимент
Давайте сами проведем небольшой эксперимент, чтобы оценить вашу способность к многозадачности. Возьмите лист бумаги, ручку и секундомер. Вам предстоит выполнить два простых задания: написать слово и присвоить каждой букве порядковый номер.
В первой части эксперимента вы будете выполнять эти задания в монозадачном режиме. Сначала вы напишете полностью слово, а затем присвоите каждой букве порядковый номер.
Во второй части эксперимента вы будете делать то же самое, но в многозадачном режиме. Будете писать поочередно буквы и их порядковые номера, переключая свое внимание между задачами.
В обоих случаях не забудьте засечь время выполнения каждой части эксперимента.
Первая часть
Напишите слово «сосредоточенность» печатными буквами. Затем укажите порядковый номер под каждой буквой и остановите таймер.
с о с р е д о т о ч е н н о с т ь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Вторая часть
«рассредоточенность»
Выполняйте задания последовательно: напишите букву «р» и ее порядковый номер в слове «1», затем букву «а» и ее номер «2» и так далее до завершения слова…
Теперь сравните результаты. Какой из способов оказался быстрее и удобнее?
В среднем, когда вы пытаетесь справиться сразу с двумя задачами в многозадачном режиме, общее время выполнения увеличивается как минимум вдвое. Кроме того, треть людей начинают ошибаться, и большинство отмечает значительное увеличение уровня напряжения.
Подводя итог, нельзя не признать, что успевать делать много дел приятно и продуктивно. Вычеркнутые задачи, крестики и галочки так и манят написать себе список побольше, а потом от души себя похвалить. Если в один день удалось и мир завоевать, и книгу написать, и новый язык выучить, и с собакой пять часов побегать — ну не мечта ли?
Но есть у этого всего процесса и обратная сторона: как мы уже узнали, любимая многими многозадачность значительно снижает качество нашей работы, путает и утомляет мозг. И поверьте, вы очень не хотите жить с утомленным мозгом, если планируете достигать карьерных высот и поставленных целей. Качество жизни напрямую зависит от того, что происходит с нашим телом. Поэтому поставьте себе пару галочек хотя бы за то, что сейчас вы дышите, сидите/стоите, слышите, смотрите и читаете одновременно. Как минимум. Ну и чем не многозадачность?
Нейрофизиолог, врач, автор книги «Внимание и память и почему они работали лучше, пока ты все не испортил», соосновательница «Международной федерации нейрокоучинга» INCF
Личный сайт