Если исходить из того, что на сон у нас уходит 8 часов, остается 16 часов бодрствования. Так что работа занимает как минимум половину нашего времени — во всяком случае, по будням. Поэтому ответ на вопрос, насколько мы удовлетворены жизнью в целом, зависит во многом от того, довольны ли мы своим трудом.
Однако наслаждаться работой удается далеко не всем. «Я чувствую себя совершенно загнанной, хотя мне нравятся моя специальность и коллеги, — признается 34-летняя Ольга, менеджер по кадрам. — Слишком много задач приходится решать, нужно все время переключаться, голова от этого трещит, да и времени катастрофически не хватает!»
Остановись, мгновенье!
«Прежде всего, попробуем понять, насколько эффективно организован ваш день, — предлагает эксперт по тайм-менеджменту, доктор экономических наук, профессор Марианна Лукашенко. — Техника называется «хронометраж»: вы записываете все свои дела и потраченное на них время. Можно это делать в блокноте, на компьютере или в смартфоне, используя специальные приложения, которые сами выстраивают график. В конце дня вы увидите, на что в действительности уходит ваше время».
Правильного и неправильного количества времени, которое нужно отводить, например, на проверку электронной почты, не существует — все зависит от ваших обязанностей.
Но если вы решите, что готовы посвящать чтению писем (просмотру новостей по теме, подсчетам рентабельности...) два часа, а тратите все три, то достаточно в течение нескольких дней просто следить за временем, чтобы оно стало меняться в нужную вам сторону. То же самое происходит и с другими показателями, отмечает Марианна Лукашенко.
По потребностям
Свой рабочий процесс каждый организует по-своему. Кому-то нужен драйв с постоянными дедлайнами, которые позволяют чувствовать себя в тонусе. Кому-то — например, гиперответственным перфекционистам — он не нужен совсем. Мы принадлежим к разным психотипам, и от этого зависят наши рабочие ритмы, считают психологи.
Например, для холерического темперамента характерны более быстрые реакции и высокая скорость мышления, для меланхолического — более медленные. Эти свои особенности полезно учитывать.
«Если клиент с более медленным психотипом попадает в структуру, где все происходит очень быстро, то для него такая работа — ежедневный и повышенный стресс, — поясняет экзистенциальный аналитик Светлана Мардоян. — Мы, взрослые, должны сами себя понимать и не стремиться, например, стать летчиками, имея при этом слабую реакцию».
В рабочем расписании стоит учитывать привычный режим дня. Так, у «жаворонков» пик активности приходится на утренние часы, поэтому самые сложные и важные задачи лучше делать с утра. А вот «совам», наоборот, решение важных задач лучше отложить на вторую половину дня.
Поезд из пункта А...
Ничто так сильно не мешает работе, как многозадачность. Постоянные дерганья, переключение внимания и отвлечения не приносят пользы ни нам, ни работе. В своей книге «Правила мозга» Джон Медина (John Medina) рассказывает о выводах, сделанных психиатрами: однократное прерывание увеличивает время работы в полтора раза — и в полтора раза повышает количество сделанных ошибок.
«Проведем аналогию с движением поезда, — поясняет Марианна Лукашенко. — Состав, идущий без остановок, доезжает из пункта А в пункт Б за 4 часа. С четырьмя остановками — на 40 минут дольше. При этом на самих остановках поезд стоит в общей сложности всего 6 минут, а оставшиеся 34 минуты уходят на разгон и торможение. То же самое происходит с нами: для того, чтобы разогнаться, и для того, чтобы остановиться, нам нужно время».
Заниматься несколькими делами одновременно можно, только если они не требуют включенности: такова механическая работа вроде перестановки и раскладывания вещей по своим местам, замечает Светлана Мардоян. В остальных случаях многозадачность рассеивает внимание: быть полностью погруженным только в одну тему не получается, и из-за этого возрастает вероятность пропустить что-то важное.
Отдыхать — не работать
Когда мы ни на секунду не можем отвлечься от рабочего процесса, то ближе к финалу обычно застаем себя выжатыми как лимон. Можно ли поймать момент, когда пора притормозить? Один раз в час нужно отдыхать хотя бы несколько минут, уверена Марианна Лукашенко.
«Разделите работу на блоки, — советует она. — Как только выполнили блок, умойтесь, съешьте апельсин, заварите травяного чая, сделайте гимнастику для шеи или для глаз, поиграйте в дартс, сделайте уютным свое рабочее пространство.
Если вы сидите за компьютером, то чашка кофе и листание соцсетей — не то, что вам нужно, потому что в этом случае вы по-прежнему сидите». Чтобы отдых был эффективным, нам следует переключаться с одного вида деятельности на другой: если сидели, встать и размяться, если копали землю — прилечь.
Но если мы находимся в состоянии потока — это другое дело. Скажем, при подготовке презентации мысль льется, картинки сами идут в руку, блестящие фразы рождаются одна за другой. В таком случае искусственно прерывать себя не стоит.
«Задержитесь в этом потоке подольше, — советует Марианна Лукашенко. — Зато когда вынырнете, огромный объем работы останется за плечами». И уже после этого позвольте себе более продолжительный отдых — в зависимости от того, как долго вы находились в трудовом «запое».
Поддерживать равновесие
Синдром менеджера, или синдром выгорания, получил такое распространение именно потому, что слишком часто мы выжимаем себя до предела, забыв про «стоп-кран» и не соотнося количество работы с количеством отдыха. Даже соблюдать режим дня для многих становится невыполнимой задачей. Так же как и организация досуга.
«Что большинство из нас делает в выходные дни? Отправляется в торговые центры и продуктовые гипермаркеты, — говорит Светлана Мардоян. — Неудивительно, что после этого отдохнувшими себя мы совсем не чувствуем. Поэтому эффективнее было бы посвятить покупкам вечерние часы после работы, чтобы субботу и воскресенье заполнить любимыми занятиями».
Муза против хаоса
Быть творческой личностью не значит жить в полном беспорядке. Художница-иллюстратор Яна Франк придумала правила, которые ей помогают работать и отдыхать. Вот пять из них.
- Лучше понять, что я не смогу заниматься чем-то в ближайшее время, чем обещать себе исправиться каждый день.
- Порядок в делах нужен не для того, чтобы как раб выполнять все пункты списка подряд в минимально благоприятных условиях, а для того, чтобы больше о них не думать.
- Хаос не содержит в себе ничего удобного и вдохновительного и не имеет никакого отношения к свободе. Поиски потерянных вещей в горах хлама занимают слишком много времени.
- Учет времени нужен вовсе не для того, чтобы все успеть, а для того, чтобы осознать, трезво увидеть свои возможности и планы такими, какие они есть на самом деле.
- В полной мере осознать, что такое час жизни, мысленно разделить его на все возможные дела и доллары в час, а потом без капли сожаления потратить его на ничегонеделание — вот она, настоящая свобода.
Яна Франк «Муза и Чудовище» (МИФ, 2013).