Как появилась профессия «медиатор»
Слово «медиатор» произошло от латинского mediãtor, которое буквально переводится как «посредник» или «примиритель», то есть это третья сторона, помогающая людям или группе лиц в улаживании конфликта мирным путем.
Подобная практика встречалась еще в древние времена, хотя термин «медиация» тогда еще не применялся
Особенно были востребованы услуги третьей стороны в разрешении конфликтов в регионах с развитой торговлей — у финикийцев, в Древнем Вавилоне, в древних Китае и Японии, в античной Греции.
В наши дни медиатор — это независимый посредник для переговоров, который помогает разрешить спор конфликтующим сторонам наиболее конструктивным и взаимовыгодным способом, опираясь на общие интересы и потребности. Такое посредничество позволяет не доводить дело до суда и сохранить уважительные взаимоотношения между сторонами.
Как работают медиаторы в России
В России роль медиатора официально существует с 2011 года, когда был принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Согласно закону, деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе, может оплачиваться или быть безвозмездной.
Главное, чтобы при этом соблюдались следующие требования к процедуре медиации:
медиатор не вправе быть представителем какой-либо стороны;
помимо медиации, он не должен оказывать ни одной из сторон какую-либо помощь (юридическую, консультационную или любую другую);
он не должен иметь собственной заинтересованности в результате разрешения спора, а также состоять в родственных отношениях с любой из сторон;
медиатор обязан соблюдать полную конфиденциальность.
Непрофессиональным медиатором может выступить любой человек старше 18 лет, не имеющий судимости. Однако профессиональная медиация требует специального обучения по специальности «медиатор», и получить такую профессию может только человек старше 25 лет, уже имеющий диплом о высшем образовании.
Обычно профессиональные медиаторы состоят в профессиональных ассоциациях и объединениях, которые могут подтвердить их квалификацию и соответствие стандартам профессии, а также подобрать подходящего специалиста под конкретную задачу.
Для чего нужен медиатор
Если говорить простыми словами, то к медиатору можно обратиться, если у вас нарушена коммуникация с супругом, соседями, работодателем, деловыми партнерами, внутри рабочего коллектива и даже для решения споров в образовательных учреждениях — между учениками, родителями и учителями.
Основная задача медиатора — урегулирование конфликта. При этом он не дает советов или оценок и не решает, на чьей стороне правота
Сохраняя независимость и беспристрастность, он помогает сторонам достичь своего рода примирения, которое устроит всех и будет полностью добровольным. При этом в его задачи не входит предложение сценариев для исхода спора — инициатива должна исходить от сторон. Медиатор помогает тем, что регулирует процесс конфликта, а именно:
следит за безопасным и экологичным выражением эмоций участниками;
не дает участникам манипулировать друг другом для достижения своих целей;
обеспечивает равные позиции для участников и понимание ими своих прав в рассматриваемой ситуации;
помогает осознанию участниками своих настоящих потребностей, задавая уточняющие вопросы.
За что несет ответственность медиатор
Чтобы результаты медиации признавались действительными, в том числе в суде, медиатор должен обеспечить грамотную процедуру медиации в соответствии с требованиями закона.
Это значит, что перед началом медиации стороны должны согласовать процедуру медиации, а по достижении договоренностей заключить медиативное соглашение в письменной форме
Кроме того, медиатор должен следить за соблюдением принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, собственной беспристрастности и независимости. Также он отвечает за то, чтобы ни одной из сторон не был причинен вред вследствие принятых решений, а значит он должен иметь достаточные юридические и психологические знания в вопросе спора.
Медиатор должен способствовать честности и искренности сторон в ходе медиации и не может преднамеренно искажать какие-либо факты или условия в ходе медиации.
Кто такой медиатор в психологии
Любой медиатор для выполнения своей роли должен обладать глубокими знаниями в области конфликтологии и психологии. Психолог-медиатор наиболее часто выполняет функции посредника в семейных конфликтах.
К медиатору обращаются, когда нужно решение конфликта в моменте, например, сохранить отношения или прекратить наиболее удобным способом
Медиатор не ищет и не устраняет глубинную причину конфликта, но работает в конкретной ситуации. Он также помогает перенести достигнутые договоренности в юридическую плоскость.
К медиатору стоит идти, если оба супруга хотят найти решение своего вопроса, но никак не могут прийти к общему мнению. Например, супруг проводит много времени на работе, считая, что так он наилучшим образом выполняет роль мужа и отца, а супруга хочет донести до него, что совместное время и общение с ребенком ценнее для их семьи.
Чем медиатор отличается от психолога
Психолог помогает не просто решить конфликт, но и разобраться в первопричинах и изменить отношения в паре. Он сопровождает кризисные периоды в паре и работает на достижение эмоционального благополучия. Основа для работы психолога — чувства и переживания партнеров, а задача может претерпевать изменения в ходе работы.
Например, супруги, пришедшие к психологу на грани развода, могут с его помощью понять, что по-прежнему любят друг друга, но не понимали потребностей партнера, и в результате прийти к решению сохранить семью.
А в работе медиатора задача обычно остается неизменной, меняются лишь способы решения конфликта
Медиатор помогает отделить эмоциональную составляющую от предмета конфликта и урегулировать конкретный спор максимально экологичным и эффективным способом.
Например, супруги разводятся, но жена в силу прошлых обид на своего мужа хочет ограничить его общение с детьми. В задачи медиатора не входит прояснение причин возникновения обид и исследование прошлых отношений супругов, его задача — помочь клиентам перенести решение вопроса из плоскости обид и отмщения в плоскость наилучших перспектив для их общих детей.
Есть и другие отличия, такие как длительность работы, требование к обоюдному добровольному участию сторон и юридическое оформление соглашения.