Танатофобия — основа всех страхов, ведь многие из них так или иначе связаны с угрозой для жизни. К примеру, страх темноты — никтофобия. В нашем сознании черный цвет зачастую ассоциируется с неизвестностью и кошмарами. Эта связь подкрепляется и культурными традициями: Баба Яга в темном-темном лесу, злая колдунья обязательно в черной шляпе, да ведь и наряд самой смерти с косой — непременно черный балахон с капюшоном!
Вот только изначально черный цвет с трауром связан не был. Наоборот, это был цвет праздника, он символизировал достаток и благополучие. А все потому, что белые и серые ткани просто стоили дешевле, чем окрашенные — далеко не каждая семья могла себе позволить одежду темных тонов. Лишь в конце XV века во Франции, благодаря королеве Анне Бретонской, появилась традиция надевать черное на похоронные церемонии: таким образом гости стали выражать уважение к усопшему и подчеркивали важность события.
Но в Индии и некоторых других странах Азии олицетворением печали до сих пор считают белый — кроме прочего он символизирует чистоту
В Японии на похоронах даже еду готовят преимущественно белого цвета: рис, сало, рыбу, отварную курицу. А в племенах Океании в знак скорби покойника обмазывают белой глиной.
«Страх смерти — это базовая эмоция, которая есть у любого сознательного человека. Мы справляемся с ним разными способами: иллюзией исключительности („кого-то заденет, но не меня“), иллюзией вечного спасителя („меня обязательно спасут“). Но если не сублимировать страх смерти, то он будет мешать жить, — объясняет Иван Алименко, клинический психолог и эксперт телеканала „Доктор“. — Справиться с ним можно, строя планы — даже небольшие, но реальные и долгосрочные. От планирования у нас вырабатывается дофамин и уходит базовая тревога».
Смерть как праздник
Еще древние греки говорили, что человек — единственное животное, которое знает о своей смертности. Это знание породило в нас страх, потому люди и придумали ритуалы, призванные смягчить его. Например, все знают, какое веселье мексиканцы устраивают в «день мертвых»: люди наряжаются в костюмы скелетов и делают пугающий макияж, проводят массовые шествия по улицам городов, устраивают в таком виде шумные вечеринки. В этот момент они нe cкοpбят, а paдyютcя жизни, выражая любовь и уважение к усопшим членам семьи.
Но это покажется детским утренником по сравнению с тем, как покойников провожают в Гане. Для жителей этой африканской страны нет ничего важнее похорон, которые часто затягиваются на несколько дней. Для организации мероприятия составляется список гостей, утверждается культурная программа с танцами, песнями, банкетом и обязательными подарками семье усопшего. Отдельно нанимается главный плакальщик, по-нашему — тамада. Он не только контролирует процесс, но и распределяет наследство.
Главное украшение свадьбы, естественно, гроб: последнее пристанище покойного может быть связано с его профессией или стилем жизни
Местные умельцы могут изготовить что угодно: макет автомобиля, ботинок, фигуру какого-нибудь животного или овоща, телефон, карандаш, даже банку газировки. Кстати, для того чтобы гроб доставили к месту захоронения с огоньком, можно нанять знаменитых танцующих носильщиков… На вопрос о том, зачем нужны все эти ритуалы, самые разные религии дают один ответ: для благополучия усопшего в загробной жизни. Психологи в своем мнении тоже единодушны: люди окружают смерть обрядами ради самих себя, чтобы заглушить печаль и тревогу.
«Когда умирает кто-то значимый в нашем окружении — мы начинаем резко осознавать реальность смерти, страх смерти обнажается. Нам необходимо произвести ритуал передачи человека из одного мира в другой. Могила — это как бы обозначение того места, где будто продолжает „жить“ человек. Это очень сильно успокаивает тревогу, что и является одним из смыслов похоронных ритуалов», — уточняет эксперт.
Смерть на экране: польза или вред?
Психологи считают, что причина большинства фобий — детская травма или какой-то неудачный личный опыт, но в случае с танатофобией это не работает. Какой здесь может быть личный опыт? Оттуда ведь никто не возвращался, никто не может рассказать, каково это — умирать. Большинство из нас видели смерть только на экране.
Вообще тема насилия на экране до сих пор вызывает немало споров в научных кругах: логично предположить, что подобные сцены могут привести к агрессии в реальной жизни, но доказательств у этого предположения не так уж и много. Люди славились любовью к насилию задолго до появления телевидения. В какой-то момент смерть даже была забавой — вспомнить хотя бы гладиаторские бои. Так что наш век, пожалуй, самый гуманный и миролюбивый.
Пока что ученые сходятся в одном: регулярная демонстрация насилия негативно влияет на детскую психику. Именно поэтому были придуманы возрастные ограничения. При этом смерть зачастую изображают смешной и нелепой, что можно использовать даже в качестве терапии. Некоторые режиссеры так «филигранно» работают с изображением насилия, что оно перестает казаться жестоким.
Разнообразие эликсиров бессмертия
На протяжении веков разные народы искали источники вечной жизни: Святой Грааль, философский камень, эликсир бессмертия, молодильные яблоки. Но так как магические артефакты не находились, людям пришлось обращаться к подручным материалам.
К примеру, алхимики добавляли в свои снадобья мелкие частицы золота. Логика была такой: раз этот благородный металл устойчив к коррозии, то и человеку может даровать вечную молодость. Еще одним средством был мышьяк — этот яд при употреблении в небольших дозах действительно делает кожу более шелковистой, а на лице появляется легкий румянец. Правда, в итоге дело все-таки заканчивается отравлением.
Но куда более серьезные последствия для организма вызывало другое популярное средство омоложения — радий
Открывая этот металл, Мария Кюри и Андре Дебьерн еще не знали, как радиоактивность влияет на живые клетки. Поначалу обывателям это явление казалось чем-то таинственным и многообещающим. Вскоре в аптеках начали продавать радиоактивное мыло, кремы для рук и лица с добавлением радия. Его подмешивали в зубную пасту, помаду, стиральный порошок. Появились даже спа-радиоцентры, где клиенты купались в радиоактивных ваннах и вдыхали соответствующие ингаляции.
Особенной популярностью пользовались так называемые активаторы — специальные приборы для добавления радия в питьевую воду. Устройства, чем-то похожие на фильтр-кувшин, сто лет назад тоже стояли почти на каждой кухне.
Страх смертельных болезней
Согласно опросам, большинство людей хотят уйти в мир иной в преклонном возрасте в окружении близких и, конечно, без физических страданий. Желательно во сне. Но статистически это маловероятно: по славам врачей, умереть в старости быстро и без особых страданий — большая редкость.
Помните знаменитую фразу булгаковского Воланда: «Да, человек смертен, но это еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен»? По данным ВОЗ, среди главных причин смертности по-прежнему лидирует ишемическая болезнь сердца, которая может проявиться в виде инфаркта практически в любой момент. На втором месте инсульт, который тоже часто случается быстро и внезапно.
Но вот парадокс: по все той же статистике, страха перед этими наиболее вероятными недугами люди не испытывают, в отличие, к примеру, от затяжных заболеваний дыхательных путей (привет, коронавирус!). Больше же всего современного человека пугает перспектива заболеть раком — так и появилось понятие «канцерофобия».
«Если мы говорим о фобиях, то страх болезней не связан симптоматично со страхом смерти. За классическими фобиями, когда есть избыточная паника, когда рациональная защита не справляется, больше стоит подавленная агрессия и сексуальность в реальной жизни», — подчеркивает Иван Алименко, клинический психолог, эксперт телеканала «Доктор».
Во второй половине XX века американский антрополог Эрнест Беккер переосмыслил пушкинское «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и написал книгу под названием «Отрицание смерти», которая в 1974 году получила Пулитцеровскую премию. Основная мысль автора такова: значительная часть человеческой деятельности направлена на преодоление страха и тревоги, которые вызваны пониманием неизбежности собственной смерти.
Позже книга легла в основу теории управления страхом смерти. Ее основной постулат еще более категоричен: именно экзистенциальному страху смерти человечество обязано появлением и культуры, и религии. И вообще всех основных ценностей современного мира.
Подробнее расскажет телеканал «Наука» в одной из серий своего нового цикла «Фобии»
Клинический психолог, эксперт телеканала «Доктор»