Около 24 миллионов человек в разных странах мира страдают от шизофрении и примерно столько же близких людей оказывают им поддержку. Каждый день родственники, супруги и друзья помогают тем, кто нуждается в заботе. И у каждой из этих семей своя история. История отрицания, принятия болезни и понимания главного — близкий человек особенный, и ему очень нужна помощь.
Личный опыт
Алексей, 34 года
Я встретил Веронику случайно и был очарован этой жизнерадостной девушкой с глубоким взглядом и милой родинкой на щеке. Мы подолгу гуляли по улицам, сидели в кафе, держась за руки. Казалось, что эта идиллия будет длиться вечно, но все закончилось в один миг.
Во время отпуска на Красном море мы решили понырять с аквалангом, погрузились поглубже, разглядывая разноцветных рыбок, и внезапно у Вероники начался приступ паники, она долго не могла успокоиться. Поднявшись на берег, нам срочно пришлось вернуться домой. После этого случая Вероника замкнулась, стала скрытной, могла среди ночи уйти из дома и бродить по улицам, а вскоре стала разговаривать с людьми, которые существовали только у нее в голове.
Мы решили обратиться к специалистам по ментальному здоровью и неожиданно услышали диагноз — шизофрения
Когда я впервые узнал о диагнозе, то просто онемел, а по щекам сами собой потекли слезы. Я не мог понять, как мы будем жить дальше, чем опасно заболевание, казалось, что все наши планы рухнули в один день.
Мои родственники были прямолинейны и советовали расстаться, но я решил бороться, начал читать книги о шизофрении, вступил в группу в соцсети, где люди с особенностями психики делились своими чувствами.
Я помог Веронике наладить режим, не забывать вовремя принимать таблетки. А по выходным начал ходить на занятия кудо, которые помогают мне справляться со стрессом. Теперь я точно знаю, что шизофрения — это не приговор и сегодня медицина способна возвращать к полноценной жизни людей с таким психическим расстройством. А это значит, что у наших отношений есть будущее.
Татьяна, 38 лет
Моя дочь Есения росла необычной девочкой, сочиняла странные сказки, где была главной героиней. А когда пошла в школу, стало понятно, что ей тяжело справляться с учебой. Есения никак не могла выучить таблицу умножения, путала слова в стихах.
В «началке» у нее появились первые страхи: дочке казалось, что за ней кто-то следит, поэтому от школьного двора до дома мы частенько шли быстрым шагом, иногда дочь просила открыть зонт, чтобы нас не было видно. А однажды ночью, когда Есении было 15 лет, из ее комнаты раздался крик: «О нет, я тону, помогите! Мне нужно выпить воды, иначе я утону!» С этого дня видения и навязчивые идеи начали появляться все чаще.
Я долго не могла принять болезнь, просила Есению успокоиться, перестать говорить ерунду, плакала, кричала и даже однажды подняла на нее руку
Я чувствовала стыд, усталость и апатию, рассказывать о болезни Есении подруге или родственникам совсем не хотелось. Тем временем разрастались и проблемы в школе: у дочки становилось все больше двоек, одноклассники начали дразнить Есению, говорили, что в голове у нее «каша-малаша».
Когда я поняла, что мы «тонем» под грузом болезни без помощи, то, превозмогая стыд, обратилась к специалисту по ментальному здоровью, который поставил дочери диагноз — детский тип шизофрении с непрерывным течением, и подобрал необходимые медицинские препараты. Что я знала в тот момент о болезни? Признаюсь честно — очень мало.
Я начала читать специальную литературу, узнала много новой информации о проявлениях шизофрении, о том, сколько людей с ней сталкивается и испытывает такие же чувства, как и я. Это помогло мне понять и принять особенности Есении, настроиться на лучшее. Мы с дочкой начали ходить к психологу, я записалась на занятия по лечению созависимости. Теперь я знаю, как важно контролировать свои эмоции и не сливаться с дочкой в одно целое, поддерживать ее в кризисные моменты.
Честная поддержка
Наши читатели рассказали, как им не хватало знаний об особенностях заболевания близких. «К счастью, сейчас у родственников людей, страдающих шизофренией, есть возможность получать ответы специалистов на важные вопросы, которые возникают каждый день, — поясняет специалист по ментальному здоровью Лора Бронская. — Узнать о самых современных методах, способных поддержать во время кризиса, можно из книг, написанных специально для родных и близких душевнобольных людей».
При поддержке фармацевтической компании «Гедеон Рихтер» вышла книга «Шизофрения как она есть. Книга для тех, кто рядом». Она поможет не растеряться в трудную минуту, грамотно выстроить отношения с родственником с шизофренией и в то же время не выбиться из сил самому. Авторы книги, специалисты по ментальному здоровью с многолетним опытом, честно и понятно объясняют, как организовать быт и приспособиться к изменениям в жизни, если вашему близкому поставили диагноз «шизофрения», как поддержать собственное психическое состояние.
Как вернуться к полноценной жизни
Как помочь близкому без ссор, стресса и выгорания? Авторы книги для родственников пациентов Петер Фалькаи, Янош Кальман и другие поделились важными правилами.
1. Примите свой выбор
Признайте, что вы сознательно решили заботиться о близком, и это существенно укрепит вашу эмоциональную связь.
2. Сконцентрируйтесь на том, что поддается вашему контролю
Отстранитесь от ситуаций, которые от вас не зависят, и обратите внимание на те моменты, которые вы можете изменить.
3. Делитесь своими чувствами
Расскажите о том, что вы чувствуете, друзьям или членам семьи. Не скрывайте информацию о заболевании близкого. Так вы сразу почувствуете, что не одиноки, и вам сразу станет легче.
4. Не сидите все время дома
Если человек, о котором вы заботитесь, нуждается в постоянной опеке, время от времени просите друзей или родственников заменить вас.
5. Празднуйте маленькие победы
Признайте свои заслуги — ведь это так важно, дарить близкому безопасность, комфорт и любовь!