Лучше соображать, изменить отношение к жизни и стать счастливее: какое занятие помогает так развивать мозг
Фото
Bethany Laird / Unsplash

Освоение иностранного языка улучшает ментальное здоровье

Разговаривая на родном языке, мы активизируем левое мозговое полушарие. Одна из его частей — центр Брока — ответственна за говорение, применение грамматических и синтаксических правил; другая —  центр Вернике — за понимание значений слов и их звучание.

Процесс изучения нового языка не связан с отдельным полушарием. Обмен импульсами происходит между различными зонами мозга, отвечающими за лексику, фонетику, грамматику и синтаксис. Вот почему односторонние подходы к преподаванию иностранного, например, только через устную речь или письмо, не работают.

Чтобы стать сильными и здоровыми, мы не прокачиваем в спортзале только мышцы рук или ног, а задействуем всю систему. Это правило актуально и в отношении мозга. Чем активнее он работает, тем больше формируется нейронных связей, растет объем серого и белого вещества.

Изучение иностранного оказывает влияние на «мозолистое тело» — связующую часть между обоими полушариями, отвечающую за обмен информацией. Переход с одного языка на другой — прекрасное упражнение, помогающее сохранять нейропластичность на протяжении всей жизни.

Создавая новые нейронные связи и включая в работу малоактивные участки для решения нестандартных проблем, мозг лучше справляется с дегенеративными возрастными заболеваниями, поддерживает ментальное здоровье.

Речь определяет мышление

Когда изучаем язык, то воспринимаем не только его звучание, но и логику, ассоциативный ряд. Мы сталкиваемся с иными понятиями, восприятием этого мира, другой реальностью и мировоззрением.

Например, в русском языке под словом «проблема» часто понимают трудности. Когда слышим его, то ощущаем упадок сил. В английском challenge также означает вызов. Произнося это слово, мы чувствуем подъем энергии, который необходим для решения задачи.

Осваивая иностранный, мы начинаем по-новому мыслить, меняем свое отношение к действительности. Если в русском каждое слово ассоциируется с индивидуальным опытом, порой негативным, воспоминаниями, шаблонами, то новый язык — это чистый лист, он не заполнен личными ассоциациями. И благодаря этому мы можем «переписать» свое восприятие реальности.

Например, человек хочет быть богатым, но ему мешает установка, усвоенная из детства, что «все богатые люди — воры». При переходе на английский это убеждение теряет свое влияние, поскольку rich звучит нейтрально и не отягощено отрицательными смыслами. Говоря о себе на иностранном языке, человек уже не чувствует внутренних препятствий для того, чтобы стать финансово обеспеченным. Таким образом, лингвистическое развитие меняет мышление, а вместе с ним и жизнь.

Иностранный язык делает нас более рациональными

Человек принимает решения, руководствуясь эмоциями или разумом. Чаще всего мы действуем интуитивно, на основе уже сформированных когнитивных шаблонов. Они хранятся в нашем мозге на родном языке, поскольку именно с ним связано больше всего контекста.

Если формулировать проблему или вопрос на иностранном, это вызовет меньше эмоций и позволит принять более обдуманное и взвешенное решение, поскольку включается рациональная система. Но для этого нужно хорошо знать другой язык, чтобы правильно обозначить задачу.

Изучение иностранного обогащает эмоциональную сферу, делает счастливее

Язык — это определенная вибрация, и, если нам нравится его звучание, возникают положительные эмоции. Чем больше разговариваем, тем больше мозг создает нейронных связей, необходимых для формирования речи на иностранном.

В свою очередь, действия, которые повторяются часто, воспринимаются как приятные, позитивные. В ответ на них организм выделяет гормоны радости. Когда мы изучаем язык, то испытываем не только моральное, но и физическое удовольствие.

Освоение английского или любого другого языка — это возможность изменить мышление, «перепрограммировать» себя на иное восприятие реальности и, как результат, сделать жизнь лучше, легче и счастливее.

Наталья Тутанцева

Преподаватель школы ВКС (стаж более 20 лет), эксперт по программам подготовки к Кембриджским экзаменам, ОГЭ и ЕГЭ