Магическое мышление — часть многих культур. Даже у самых рациональных из нас нет-нет да и мелькнет в голове какая-нибудь относящаяся к этой области идея. Рука машинально потянется постучать три раза по дереву, в ботинок накануне важной встречи ляжет монета. А может, на полке стоит амулет, фигурка со знаком зодиака или религиозная атрибутика. Но всегда ли мы осознаем влияние этого вида мышления на наши решения?
Как появилось
История
Корни магического мышления уходят в глубокое прошлое. Наши пращуры выживали в довольно сложных условиях и имели необходимость опереться на что-то, чему-то довериться. Если охота не удалась и нечем кормить детей, засуха выжгла съедобную растительность, а соседнее племя идет на вас войной — ничего не остается, как надеяться и верить. И ждать чуда. А для этого, очевидно, нужно сделать хоть что-то, от вас зависящее. Например, принести жертву лесным духам, помолиться о дожде или очертить «защитные» магические круги вокруг поселения.
Постепенно зарождались верования и ритуалы, появлялись жрецы, возникали предметы культа, суеверия и приметы. Вчера вы исполнили ритуальный танец, а сегодня пошел долгожданный дождь? Несомненно, ваш танец помог!
Некоторые ученые склоняются к тому, что наскальная живопись, где изображены сцены охоты, не иллюстрирует происходившие события, а выполняет роль молитвы, заклинания. Изображая счастливый сценарий, наши предки приманивали удачу.
Но как мы пользуемся наследием прошлого теперь, в век развития науки, когда космические корабли бороздят просторы вселенной?
«В научном миросозерцании нет больше места для могущества человека, он сознался в своей слабости и в самоотречении подчинился смерти, как и всем другим естественным необходимостям. В доверии к могуществу человеческого духа, считающегося с законами действительности, еще жива некоторая часть примитивной веры в это всемогущество», — писал в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд еще в начале XX века, отмечая, что магическое мышление все еще играет определенную роль в жизни людей.
Личность
Магическое мышление связано и со становлением личности. Основатель селф-психологии Хайнц Кохут считал, что в развитии у ребенка здорового нарциссизма большое значение имеют именно фантазии о всемогуществе. Однако они должны меняться в процессе взросления.
Собственное «всесилие» и даже всемогущество родительских фигур уходят. Вместо них в сознании человека возникает более реалистичная картина мира и сложного образа «Я» и других людей. Но довольно часто взрослые сами этому препятствуют.
«Родители, учителя приучают детей к магическому мышлению, — пишет психолог Анастасия Долганова. — Например, во время еды нам говорят: нельзя оставлять последнюю ложку, в ней вся сила. Это просто манипуляции, которые формируют наши пищевые привычки. А потом мы боремся с лишним весом, потому что не можем позволить себе не доесть то, что положили сами, или то, что положили нам. Мы уверены, что это приведет к катастрофическим последствиям. И уверены именно потому, что нам об этом сказали в детстве».
Описывая одного из пациентов, Зигмунд Фрейд рассказывал, что тот верил в могущество собственных мыслей: «Стоило ему подумать о ком-нибудь, как он встречал уже это лицо, как будто бы вызвал его заклинанием; стоило ему внезапно справиться о том, как поживает какой-нибудь знакомый, которого он давно не видал, как ему приходилось услышать, что тот умер, так что у него являлось предположение, что покойник дал о себе знать путем телепатии…»
Как много вы знаете людей, которые уверены, что способны неким метафизическим образом повлиять на мир?
Далеко не у всех из них есть проблемы с психикой. Просто магическое мышление действительно глубоко укоренилось в нашем сознании. И нам следует его узнавать, «отделять мух от котлет» и предпринимать реальные действия для того, чтобы изменить что-то в нашей жизни.
Например, в мебельном торговом центре на рабочем столе менеджера лежит книга с названием вроде «Как приманивать деньги» и висит записка: «Удача любит меня». Трудно сказать, насколько женщину мотивируют эти лозунги. Но, возможно, при желании преуспеть ей бы стоило потратить деньги на книгу об искусстве переговоров и навыках продаж.
В чем привлекательность
Бегство от тревоги
В одном из издательств был «волшебный стул» — две сотрудницы, сидевшие на нем ранее, ушли в декрет. Шутки об этом встроились в чью-то склонность к магическому мышлению. Женщина из другого отдела, которая очень хотела родить ребенка, каждый день приходила и сидела на этом стуле.
При этом ни она, ни ее муж не шли к репродуктологам и другим специалистам, чтобы решить проблему. Ведь тогда, возможно, пришлось бы столкнуться с неприятными и нежеланными переживаниями или даже конфликтами: вдруг оказалось бы, что кто-то из них не способен иметь детей.
Магическое мышление позволяет нам избегать тревоги, связанной, например, с собственными неосознаваемыми запретными чувствами, считает Анастасия Долганова.
Иллюзия контроля
В эпоху перемен и потрясений человек особенно остро переживает собственную уязвимость. А если большая группа людей сталкивается с катаклизмами, то расцветает «бизнес» всевозможных гадалок, экстрасенсов и магов.
«Когда нам тревожно, когда мы не уверены в себе, когда нам не на что опереться, мы ищем своего рода „костыли“. Это может быть все что угодно. Например, молитва, вера и религия могут быть такими „костылями“. Какой-нибудь предмет, оберег, пирамидка, которые стоят дома, дерево по фэн-шую или расположенный в правильном месте холодильник», — пишет психолог.
Но магическое мышление — костыли, которые не помогают, а лишь мешают по-настоящему наладить свою жизнь. Это недостаточно надежная опора для того, чтобы пользоваться ею постоянно.
Адаптация травмированной психики
Анастасия Долганова пишет о таких ситуациях: «Например, мы чувствуем боль из-за потери, такую сильную, что жить невозможно, и дыхание возвращается к нам только после разговоров о потустороннем мире и о том, что наши любимые до сих пор в каком-то смысле живы. Или подросток чувствует такое бессилие перед папой-алкоголиком, что ему помогает лишь подмена этого бессилия контролем в виде энергетических практик, аффирмаций, амулетов, примет и чего угодно прочего. Когда реальность невыносима — то какая разница, чем себе помогать, лишь бы работало».
Бывает, что магическое мышление нужно нам для того, чтобы найти в себе ресурсы пережить трудные времена. Важно, чтобы оно не подменяло нашу личную ответственность за принятые решений и действия.
Психолог, автор книг «Мир нарциссической жертвы. Отношения в контексте современного невроза» и «Повседневные психические расстройства. Самодиагностика и самопомощь»
Личный сайт