«До начала лечения я в основном выбирала потерпеть, пока не пройдет»
Александра, 35 лет
До того как психиатр поставил диагноз «циклотимия», я точно знала, что у меня есть проблема, но не обладала достаточной информацией, чтобы заподозрить расстройство настроения. В 2013 году я впервые имела дело сначала с уходом за умирающим, а потом с несколькими похоронами подряд, что отправило меня в серьезный депрессивный нокаут.
Я начала понимать, что у меня бывают «высокие» и «низкие» периоды. Любая травма провоцировала начало депрессивного эпизода, когда пропадали аппетит, энергия и терпение к людям, все казалось бесперспективным и лишенным смысла, ничего не вызывало интереса, в том числе и хобби. Когда я попала к врачу, он обратил мое внимание на то, что в моей жизни бывали и другие периоды, когда я внезапно начинала много говорить, двигаться и думать, что жизнь — безграничное счастье и неминуемый успех. Однако «высокие» периоды были значительно короче.
Я работала в детском образовательном учреждении с чуткими и подкованными в вопросах психического здоровья коллегами. Они не стали списывать перемены в моем поведении на специфику характера. Когда я упомянула на рабочей встрече, что рыдаю при малейшем стрессе, один из менеджеров вежливо предложил мне обратиться за помощью.
Психиатр довольно быстро подобрал удачную комбинацию препаратов, попутно оказывая поддержку и контролируя ситуацию. Он рассказал, как и почему мы будем наращивать дозировку, каких побочных эффектов стоит опасаться, а какими можно пренебречь. Первое время я звонила психиатру каждую неделю и рассказывала, как идут дела, а он задавал довольно много дополнительных вопросов как о психическом состоянии, так и о физических симптомах. Психотропные препараты требуют постоянной работы с психиатром, а также готовности к тому, что препараты придется менять или отменять, поэтому важно, чтобы вам было комфортно с врачом.
В моей жизни уже была психотерапия, так что я подробно рассказала специалисту о поставленном диагнозе и лечении
Он уделил особое внимание выработке умений обращаться с каждой сложной ситуацией. Кроме того, меня очень поддерживали окружающие, в том числе те, кому пришлось тяжело, когда я была в депрессии. До начала лечения я в основном выбирала потерпеть, пока не пройдет.
Моя мама знает о болезни, однако, к сожалению, не понимает и не принимает происходящее. Во-первых, из-за собственного негативного опыта: в начале 1980-х гг. она состояла на учете с каким-то невнятным диагнозом «астенический синдром» и так никогда и не получила удовлетворительной помощи. Во-вторых, из-за поколенческих представлений о психическом здоровье: она убеждена, что никому нельзя говорить, что ты психически нездоров, ведь люди будут относиться к тебе как к прокаженному; психотропные препараты разрушат здоровье; депрессия и другие расстройства настроения придуманы современными психиатрами и психотерапевтами.
Я живу с циклотимией как с хроническим заболеванием — потому что это оно и есть. Я стараюсь соблюдать определенный режим и следить за своим состоянием, но это не гарантирует, что у меня не случится обострений. К сожалению, в данный момент я выбираюсь из очередного депрессивного эпизода, а значит, мои приоритеты немного меняются: я отказываюсь от некоторых активностей, если они мне в данный момент не по силам, но при этом стараюсь прикладывать усилия, чтобы заниматься своими хобби, даже если есть внутреннее сопротивление.
Я продолжаю работать с терапевтом и думаю, что буду в терапии более-менее всю оставшуюся жизнь
Безусловно, я не начинаю знакомство с новым человеком с рассказа о своем диагнозе, но не из-за стыда. Если речь заходит о ментальном здоровье, то я иногда рассказываю о своем опыте. На моей нынешней работе большая часть людей знает о моем диагнозе.
В идеале мне бы хотелось всегда иметь стабильное настроение и постоянный уровень энергии. Также я бы хотела уметь справляться с по-настоящему стрессовыми ситуациями без последующей серьезной депрессии.
Что я могла бы посоветовать людям, которые столкнулись с аналогичным диагнозом?
Обращайтесь за помощью, информируйте ваших близких и изучайте, на какие симптомы надо обращать внимание, чтобы вовремя поймать начинающуюся депрессивную фазу и обратиться к врачу. Без должного лечения и контроля депрессии становятся все тяжелее, а счастливые периоды все короче, что может привести к очень страшным последствиям. Помощь есть, хотя иногда ее трудно найти — приходится менять специалистов и препараты, но лучше так, чем никак.
Будьте честны со специалистом, только так помощь будет эффективна. Хороший этичный врач никогда не будет вас осуждать, а если такое все-таки произойдет, ищите другого.
Не стесняйтесь брать отпуска и больничные. Ваше здоровье важнее работы, срочных заказов, дел по дому и того, что о вас скажут люди. Обратитесь за помощью, соблюдайте рекомендации и придерживайтесь режима.
«Лечение циклотимии похоже на лечение биполярного аффективного расстройства»
Анастасия Ермилова, врач-психиатр
Циклотимия входит в группу хронических аффективных расстройств или расстройств настроения наряду с биполярным аффективными расстройством и депрессией. Период нестабильного настроения при циклотимии должен длиться около двух лет и включать в себя как периоды депрессивных, так и гипоманиакальных состояний. При этом периоды нормального настроения могут как отмечаться, так и отсутствовать.
Во время депрессивных эпизодов должно быть не менее трех симптомов из следующих:
нарушение сна,
снижение самооценки и уверенности в себе,
трудности в концентрации внимания,
снижение энергии и активности,
снижение удовольствия от ранее приятных дел,
общее чувство пессимистичного настроения относительно своего будущего,
закрытость, замкнутость.
В периоды приподнятого настроения наблюдается обратная картина:
повышение самооценки и общей активности,
чрезмерная коммуникабельность и общительность,
избыточно яркий интерес к жизни,
снижение потребности в еде и сне.
В ходе диагностики циклотимии стоит исключить все возможные соматические причины возникновения расстройства настроения. Так, например, причиной перепадов настроения могут стать эндокринологические проблемы, дефицит железа или витамина D в организме.
Лечение циклотимии похоже на лечение биполярного аффективного расстройства. Оно включает в себя лечение стабилизаторами настроения: препаратами из группы противоэпилептических средств или антипсихотиков. Они выравнивают общий фон настроения, удерживая пациента от ярко выраженных гипоманиакальных и депрессивных фаз. Медикаментозное лечение достаточно продолжительное — около двух-трех лет.
После общего выравнивания фона настроения следует противорецидивная часть терапии. Она может длиться от двух до пяти лет. Продолжительность определяется в индивидуальном порядке в зависимости от ответа на лечение и степени тяжести заболевания. Иногда можно говорить о пожизненной терапии.
Психотерапия при циклотимии должна включать:
вопрос принятия заболевания, так как оно является хроническим,
поиск триггерных факторов, стрессовых ситуаций, мыслей и взаимосвязи их с эмоциями,
работу с зависимостями, поскольку употребление алкоголя и психоактивных веществ провоцирует развитие гипоманиакальных и депрессивных форм заболевания.
Врач-психиатр, старший медицинский советник Евразийской ассоциации терапевтов
Личный сайт