«Все, что мы называем ленью, — на самом деле работа нашего бессознательного, — объясняет бизнес-тренер Александр Белановский. — Так оно бережет наши жизненные ресурсы. И защищает нас от результатов, которых мы не хотим получить». Неправильно поставленная цель — вот одна из главных причин нашего неуспеха.
Порой мы формулируем свои планы и стремления, как в старой и хорошо известной сказке: «Иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Или ставим себе такую высокую планку, что бессознательно понимаем: лучше и не начинать». Он предлагает разделить неправильные цели на несколько типов: слишком большие, чрезмерно малые, туманные и чересчур подробные.
Учимся ставить задачи
«Планов громадье» наш мозг воспринимает как непосильную ношу. Как? Через полгода получать зарплату в 10 раз больше? Выиграть волейбольное первенство, когда в день уходит две пачки сигарет? Мы понимаем, что это невозможно, и, вместо того чтобы надрываться, направляем усилия и время на другие цели. Или не делаем ничего.
Незначительные цели: на консультацию к бизнес-тренеру приходит мужчина с обычной, на первый взгляд, просьбой: «Научите меня больше зарабатывать». На вопрос, на какую именно сумму нужно увеличить доход, он отвечает — «на 7000 рублей в месяц». «А почему именно на 7000?» — «Понимаете, у меня такой ежемесячный платеж по кредиту». Станет ли для бессознательного эта цель достойной внимания? Вряд ли.
Игра не стоит свеч. Неясные и неопределенные «проекты» — самая распространенная категория пожеланий. «Хочу быть здоровым», «хочу стать счастливым», «хочу, чтобы в семье царило взаимопонимание»… Наш мозг не любит абстрактные понятия, поэтому посчитает, что никакой задачи перед ним не стоит. Он выполняет простые и понятные команды — каждый вечер выпивать полстакана кефира, записаться на консультацию к бизнес-тренеру (или семейному психотерапевту).
Слишком четкие цели, хорошо сформулированные и расписанные по всем правилам, тоже почему-то не спешат сбываться. «Хочу трехкомнатную квартиру в таком-то районе Москвы, на такой-то улице, на таком-то этаже…»… Фантазии! Но где план возможных шагов к достижению цели?
Цель — пошаговая инструкция
Александр Белановский советует разбивать цели на вопросы, которые надо решить. Тогда план выполнения задачи превратится в пошаговую инструкцию.
Желающий найти новую работу внесет в список пункт изучения навыков самопрезентации, запись на собеседование и сбор информации о потенциальных работодателях. Человек, решивший оздоровиться, впишет в блокнот красной строкой отказ от курения, ежедневные часовые прогулки, гимнастику или покупку карты ближайшего фитнес-центра.
Разумеется, это всего лишь часть списка. Вторая задача: определиться со временем, количеством и способом действий. Иначе цель автоматически превратится в непонятную.
Начать правильно питаться? Когда? Если не срочно — значит, неважно. Иметь больше денег? «Ну тогда вы найдете в своей зимней куртке 500 рублей. Или пойдете по улице и увидите на тротуаре рубль. С точки зрения вашего мозга цель будет выполнена — денег-то стало больше! — предупреждает Александр Белановский. — Или вы решили похудеть, но не определились, как именно вы будете это делать. Выпив просроченный йогурт, можно сбросить пару лишних килограммов — но понравится ли вам такой метод?»
Немного о мотивации
Она бывает внутренней и внешней. Внутреннюю мотивацию проще назвать словом «хочу», внешнюю — менее приятным «надо». Александр Белановский уверен: вопреки распространенному мнению, внешняя мотивация действеннее внутренней — бегство от неприятностей приводит к результатам чаще, чем стремление к награде.
«Есть старый проверенный способ, которым пользовались многие полководцы с древнейших времен, — рассказывает он. — Все началось, когда троянские женщины, увидев, что их мужья готовы сдаться и принять поражение, сожгли корабли, на которых те собирались бежать и оставить жен и детей на милость победителя. У троянцев не оставалось никакого выбора, кроме как выиграть, выгрызть зубами победу. От которой они хотели отказаться».
При отсутствии внешних стимулов нам часто кажется, что ничего не получится. Мало сил, мало времени, мало умений… Но как только появляется внешний стимул (в виде, к примеру, отчисления из института), средств и возможностей неожиданно оказывается больше.