То и дело большинство из нас попадает в психологические ловушки, из-за которых мы понапрасну растрачиваем силы, энергию и время, но не осознаем этого. Именно поэтому мы оказываемся в них с пугающей регулярностью.
По мнению психолога из университета Торонто Андре Куклы, средний взрослый горожанин XXI века вряд ли бывает свободен от них более чем несколько минут подряд! К концу дня суммарный эффект таких эпизодов приводит к тому, что мы чувствуем себя совершенно измотанными.
Речь идет о привычных непродуктивных моделях нашего мышления. Почему мы все время в них застреваем? Андре Кукла называет три причины:
- Мы часто не осознаем, о чем мы думаем; порой мы погружены в бурный поток мыслей, не замечая при этом ни одной из них.
- Если даже мы и сознаем содержание наших мыслей, мы не понимаем их вредоносного характера.
- Даже если мы осознаем их вред, то все равно не можем остановиться в силу привычки.
Соответственно, избавиться от власти ментальных ловушек можно, научившись распознавать эти схемы, осознав их бессмысленность и изменив свои привычки. Вот пять распространенных ментальных ловушек.
1. Упорство
Это продолжение работы над тем, что уже потеряло свою ценность. Мы просто теряем кнопку «Выкл» на своем внутреннем пульте. Например, мы начали читать книгу и скоро поняли, что она нам неинтересна, — однако упорно продолжаем ее дочитывать, зевая от скуки или чертыхаясь в раздражении.
Точно так же мы поддерживаем отношения, которые себя давно изжили, занимаемся рутинными делами, которые только перегружают или ограничивают нашу жизнь. Почему нам трудно бросить на полдороге даже явно бессодержательное занятие?
Наша внутренняя потребность продолжать или закончить начатое лишена смысла
Возможно, дело в воспитании: ведь наша культура рассматривает любое упорство как добродетель. А еще в силе привычки, заставляющей нас поддерживать статус-кво.
Однако в этих случаях наша внутренняя потребность продолжать или закончить начатое лишена смысла. Мы только выбрасываем на ветер драгоценные часы своей жизни. А ведь если бы мы остановились и спросили себя, хотим ли мы дальше следовать этим курсом, ответ был бы очевидным: нет.
2. Амплификация
В этой ловушке мы оказываемся, когда для достижения цели прикладываем больше усилий, чем требуется: репетируем речь столько раз, что собственные слова начинают казаться нам скучными и бессмысленными; при подготовке доклада просматриваем столько источников, что они уже не добавляют нам ничего нового, но мы не можем остановиться; принимая решение, советуемся с десятью людьми. Образно говоря, мы убиваем муху кувалдой.
Сколько бы мы ни сделали для достижения цели, нам кажется, что можно сделать еще чуточку больше. Но существует закон уменьшения отдачи. С какого-то момента каждое дополнительное усилие продвигает нас к цели чуточку меньше, чем предыдущее.
3. Фиксация
При фиксации наше продвижение к цели заблокировано. Допустим, у нас уже накрыт стол для приема гостей, но до их прибытия остается еще два часа. И мы продолжаем заниматься тем, что уже не требует нашего внимания, по второму и третьему разу проверяя, все ли готово к приему.
Или представляем себе, как гости приезжают, напряженно следим за стрелками часов, по минутам отмеряя время, когда снова сможем забегать и засуетиться. То есть мы не в силах заняться каким-то другим делом, потому что заняты пустым ожиданием.
Любое осмысленное действие лучше фиксации
Оказываясь в этой ловушке, мы просто убиваем время: стоим ли мы в очереди, торчим ли в пробке или ожидаем конца рабочего/учебного дня, чтобы вырваться, наконец, на свободу. Нет никакого смысла в том, что мы вглядываемся в циферблат, крутим кольцо на пальце, пристально смотрим в окно, не проявляя интереса к тому, что видим.
А иногда просто сидим — бессмысленно, оцепенело, в состоянии ментального паралича. Иногда фиксация растягивается на дни, месяцы потерянного времени.
Когда нельзя сделать ничего полезного, чтобы как-то приблизить свою цель, лучше всего забыть о ней и заняться чем-то еще, даже если эта цель невероятно важна, а альтернатива представляет собой пустяк. Любое осмысленное действие лучше фиксации.
4. Реверсия
Мы потерпели неудачу, совершили ошибку, проиграли. И начинаем бесконечно возвращаться мыслью к своему поражению, перебирая в памяти мельчайшие детали обид и разочарований, пытаясь представить, что все могло повернуться иначе. Реверсия — это болезнь «было бы…» и «мне надо было…».
Совсем другое дело, если мы анализируем ситуацию в прошлом, чтобы извлечь из нее уроки. Но реверсия не предполагает анализа, по сути, это причитания, то есть пустые, бесполезные сожаления о том, что изменить нельзя. Ее наиболее мучительные разновидности — вина (возврат к нашей моральной несостоятельности) и стыд (сознание, что мы ударили лицом в грязь).
Но если мы не перестанем мыслить категориями сослагательного наклонения, то рано или поздно нас поглотят нескончаемые сожаления. Гора непоправимых неудач будет только расти. И когда мы состаримся, окажется, что нас безраздельно поглотили мысли о том, как «могло быть» и «надо было».
5. Опережение
О ловушке прокрастинации, наверное, не стоит и говорить, по этому поводу сказано и написано много. Но мало кто задумывается о том, что и опережение, когда мы начинаем дело слишком рано, тоже представляет собой ловушку, заставляющую нас перерабатывать или работать вхолостую.
Например, мы ждем ответа на свое деловое предложение, понимая, что быстро он не придет. Но заранее заготавливаем (или хотя бы продумываем) варианты своих ответов как на случай, если предложение будет принято, так и на случай, если оно будет отвергнуто. Понятно, что один из двух вариантов окажется бесполезным, а значит, мы зря тратили на него время. Это и есть переработка.
Сам факт, что нужно что-то сделать, не означает, что это надо сделать прямо сейчас
Кроме того, начиная действовать слишком рано, мы не можем предвидеть неожиданных обстоятельств, способных изменить наши планы или вообще перечеркнуть нашу работу. А порой со временем выясняется, что того же результата можно было достичь ценой меньших усилий — если бы мы дождались благоприятных условий.
Опережение плохо еще и тем, что часто готовит почву для фиксации. Мы все заранее сделали, а цель еще далека, и возникает искушение просто сесть и ждать. Если мы собрали чемоданы за несколько дней до путешествия, то рискуем провести это время в бессмысленных грезах о поездке.
Сам факт, что нужно что-то сделать, не означает, что это надо сделать прямо сейчас. Нужное время может наступить очень скоро, может быть, через пять минут. Но пока оно не пришло, есть только это ночное небо, которым стоит полюбоваться, и эта чашка из-под кофе, которую надо бы вымыть. Все остальное — ловушка.