Казалось бы, сегодня многие из нас просто вынуждены работать из дома, нравится им такая ситуация или нет, и потому этот вопрос не так актуален, как прежде. Однако дело вот в чем: если наш стиль работы не соответствует нашему типу, это может привести к скорому выгоранию и переутомлению.
Как понять, кто вы?
Сегментаторы стараются максимально отделять работу от остальных сфер жизни, тогда как интеграторы совсем не против время от времени возвращаться к труду даже на выходных или в отпуске, не говоря уже о вечерах.
«Я могу немного поработать, потом провести время с семьей или сделать какие-нибудь домашние дела, а потом снова вернуться к работе», — признается Лоуренс Стид, доцент кафедры менеджмента университета Майями.
Стид отмечает: не обязательно, что каждый из нас на 100% сегментатор или интегратор: чаще всего речь идет о тяготении к тому или иному стилю поведения.
В книге «Дом и работа: договариваемся о границах в повседневной жизни» социолог Кристена Нипперт-Энг объясняет, что сегментаторы часто обеспечивают себе четкий «водораздел» между работой и домом, используя для этого разные предметы. Так, они заводят разные ежедневники для деловых и бытовых задач, одеваются по будням иначе, чем на выходных, даже если в офисе нет строгого дресс-кода, и так далее.
Автор приводит в пример Марию, которая держит на рабочем столе ежедневник, в котором фиксирует важные встречи и рабочие задачи. При этом на стене у нее висит календарь, в котором она отмечает дни детских каникул и предстоящего отпуска. Лоуренс Стид считает, что сегментаторам просто необходимо полностью отключаться от работы, тогда как для интеграторов совершенно нормально поздно вечером открыть ноутбук и ответить на пару деловых писем.
Вполне возможно, именно вы как раз интегратор. Во всяком случае, пообщавшись в рамках своего исследования с сотрудниками компании Google, Нипперт-Энг выяснила: из них более чем две трети — скорее интеграторы, которым «подчас очень сложно сказать, где заканчивается работа и начинается частная жизнь».
Если вы пока так и не поняли, кто вы, попробуйте пару недель понаблюдать за собой.
«Записывайте, когда именно вы работаете, как, сколько, — это поможет вам окончательно разобраться, смешиваете ли вы работу и частную жизнь или четко их разделяете», — предлагает карьерный консультант Синтия Понг.
По ее словам, раньше большинство экспертов советовали жестко разделять сферы жизни, однако теперь понятно, что это подходит далеко не всем. Увы, иногда приходится подчиняться обстоятельствам. Например, сейчас многие вынуждены работать из дома, а значит, границы размываются. Да и корпоративная культура компании, в которой мы трудимся, может вынуждать нас работать не только в специально отведенное для этого время.
Если же вы управляете командой, вам тем более важно понимать, что кое-кто из ваших сотрудников может не разделять ваш подход к работе. Прежде чем написать кому-то деловое письмо поздно вечером, спросите себя: «А так ли необходимо, чтобы мне ответили сразу? Не стоит ли подождать до утра или хотя бы сделать в письме пометку, что решение вопроса терпит до завтра?» — советует Стид.
Давайте делать паузы в делах
Какой бы стиль работы вы ни выбрали, вам все равно необходимо время от времени делать перерыв и перезаряжаться. Стид и его коллеги проанализировали 198 исследований и выяснили, что отдых от работы улучшает сон, общее состояние и, в конечном счете, работоспособность. В этот отдых должны входить полное отключение от работы, расслабление и осознанное времяпрепровождение.
Кроме того, очень важно прислушиваться к себе: то, что вчера помогало вам хорошенько перезарядиться, сегодня может лишить последних сил. Так, иногда обед с детьми и чтение им книг перед сном дарят нам ресурсы, а иногда выматывают (особенно если дети ведут себя из рук вон плохо).
Длительность перерыва для каждого своя. Сегментаторы часто предпочитают закрыть ноутбук в 18:00 или 19:00 и вернуться к делам только следующим утром, тогда как интеграторам больше подходит делать небольшие перерывы в течение дня — например, чтобы пообедать с другом или пройтись. Если вам бывает сложно закончить работать, полезно заранее придумать дело, которое заставит вас захлопнуть ноутбук. Например, можно купить абонемент на спортивные занятия, которые начинаются в определенное время. Придумывать такие дела можно до тех пор, пока свободное от работы времяпрепровождение не станет для вас привычным.