Кто такая Дикая Женщина и как ее в себе найти?

Сказка ложь, да в ней намек...

В 1989 году американский психоаналитик юнгианской школы Кларисса Пинкола Эстес опубликовала бестселлер «Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях». На примере древних преданий она рассказала, как современной женщине услышать свой внутренний голос, который уже устал отчаянно «выть на луну».

В книге собраны легенды со всех уголков планеты. В том числе и знакомые нам с детства — про Синюю бороду, Гадкого утенка, Василису Прекрасную и Красные башмачки. Открытие Клариссы Пинколы Эстес в том, что истории, которые мы читали в детстве, несут в себе далеко не детские смыслы.

Например, Синяя Борода — это притча о том, как наивная девушка выходит замуж, чтобы получить статус замужней взрослой женщины раньше своих сестер и обеспечить себя материально. Она не распознает «синюю бороду» своего мужа-тирана: изо всех сил идеализирует его в надежде, что вот-вот скоро он изменится и наступит семейное счастье.

Сказка о Василисе Прекрасной указывает на то, как важно научиться отстаивать свои границы. Это история взросления, сепарации девочки от опекающей матери и становления самостоятельной женщины, которая не боится рискнуть и пойти в темный лес, чтобы набраться мудрости (добыть огня для очага) и сжечь тех, кто годами сидел на ее шее.

Каждая история — это метафора. За любой сказкой скрывается руководство к действию в реальной жизни. Героини представляют собой архетипы (устойчивые модели поведения), которые лежат в основе юнгианского метода психотерапии.

Мать или Жрица?

Виктория Шваб, юнгианский аналитик

«Архетипы могут дать невероятные психические силы и власть над жизнью. Юнг предложил нам метод, согласно которому все глубинные смыслы модели поведения и символы эволюции человека можно обнаружить в едином информационном поле. Эти символы принадлежат миру и служат его эволюции.

Согласно древним природным циклам, становление женственности всегда проходило по определенным законам и повторяющимся ритмам. Подобно весне, лету, осени и зиме, подобно четырем стихиям можно отследить ритмы эволюции в сознании каждой отдельной женщины.

Мать. На этой стадии женщина решает для себя вопросы базовой безопасности, способности правильно и качественно себя напитать, эмоционально и психически наполнить, позаботиться о своем внутреннем ребенке.

Если у нас базово нет фигуры внутренней духовной матери, мы чувствуем себя потерянными. Мы не знаем, кто мы, теряемся, как если бы ребенок остался без покровительства и опоры. Именно внутренняя мать помогает прислушиваться к своим чувствам и находить личные границы, оберегает наш физический и эмоциональный комфорт.

Хозяйка. Этот архетип связан с нашей реализацией в обществе, когда женщина учится брать на себя ответственность, ставить цели и принимать решения. В прямом смысле она становится хозяйкой своей жизни. Если что-то идет не так, она чувствует тревогу и беспокойство о будущем.

Здесь очень важно понять, какое место в мире мы хотим занимать: кем быть, как самовыражаться, какие ценности претворять в жизнь. Мы вступаем в диалог с окружающим миром. Если женщина сама не справляется с этой задачей, функции архетипа Хозяйки она проецирует на других: вступает в созависимые отношения, лишая себя финансовой, социальной и эмоциональной свободы.

В норме Хозяйка тянется к людям, сохраняя очень широкие границы. Ей хватает собственного ресурса, поэтому она так ценит независимость. Вы наверняка видели таких женщин: рядом с ними больше «воздуха» — всем хочется прикоснуться, побыть рядом, перенять себе искусство управления ресурсами, временем и вниманием.

Любовница. На этой стадии развития женщине очень важно стать самой источником жизни, силы и радости, исполненной бесконечной нежности и красоты, но не потерять при этом свою индивидуальность в отношениях с другими людьми.

Состояние Любовницы — это про зрелость и сексуальность, умение наслаждаться, принимать и отдавать. На этом этапе женщина способна строить глубокие, доверительные отношения, не впадая в созависимые состояния опекающей матери или инфантильного ребенка.

Жрица. Главный секрет архетипа Жрицы — это глубокая связь с высшим творческим началом. Здесь женщина отходит от своего эго — детских травм, комплексов, тревог, чтобы пребывать в состоянии глубинного покоя и единения с миром.

Иными словами, Жрица осознает, что она выше повседневных проблем. Она не боится, что ее разлюбят, отвергнут или ранят, потому что понимает: негатив — это неотъемлемая часть жизни, без него человеку трудно оценить истинное счастье. В этом сила жрицы: ее невозможно «приручить» и заставить идти против своих желаний, ведь она не поддается шантажу и манипуляциям».

Где водятся Дикие Женщины?

Анна Балакшина, юнгианский аналитик

«Дикая Женщина — это та часть женской души, которая глубинно связана с природой и творчеством, обладая одновременно силой и доверием к собственному голосу. Это энергия, которой нам часто так не хватает в повседневной жизни. Если вам знакомо чувство потери сил, неуловимой тревоги и печали, истощения, раздражительности, когда, казалось бы, все в порядке, возможно, это забытая Дикая Женщина зовет вас, пытаясь оживить устоявшийся мир, напомнить про нечто важное, что сейчас не проявлено в вашей жизни.

Как и когда мы потеряли с ней связь? Вероятно, когда девушка делает выбор: соответствовать ожиданиям или полагаться на интуицию. Стремиться к одобрению или слушать себя, быть скромной или проявить себя во весь голос. А возможно, мы просто устали, потому что отношения, материнство, профессиональное развитие требуют столько ответственности, сил и внимания, что нередко женщина забывает себя.

Это не значит, что перечисленное не приносит удовольствия или делает нас несчастными. Напротив, так мы развиваемся и реализуем себя. Но забытая сторона женственности уходит в тень, лишая каждую из нас возможности быть целостной и ресурсной. В результате «дикая» природа отщепляется и остается лишь социально одобряемая, но «обесточенная» часть личности.

Как же ее вернуть?

  • Взгляните на то, что вас окружает. Что из этого вызывает восторг? Остановитесь на минуту и позвольте себе наслаждаться запахом, цветом, звуками окружающего мира.
  • Если этого нет вокруг вас, подумайте, где вам хотелось бы оказаться?
  • Вспомните, что вы на самом деле любите делать?
  • В чем ваша творческая потребность? Начните заниматься тем, что радует вас. Не ради денег или одобрения других, а просто для себя.
  • Отпустите свою фантазию и визуализируйте свою Дикую Женщину: какая она? Сильная и стремительная или плавная и мечтательная? Как она выглядит, как двигается, что чувствует? Побудьте в ее образе какое-то время, посмотрите на свою жизнь ее глазами.
  • Какой совет вы дали бы себе? Прислушайтесь к отклику внутри вас и подумайте, как можно проявить свою Дикую Женщину? Что вам подсказывает этот опыт?

Чтобы вам было легче представить, посмотрите фильмы, посвященные внутреннему путешествию женщин, например, «Дикая», «Она океан» и другие».

Об экспертах

Шваб

Виктория Шваб — психолог-консультант, юнгианский аналитик. Ее сайт.

Балакшина

Анна Балакшина — психолог, юнгианский аналитик. Ее блог.