Психолог, специализируется на транзактном анализе
Коронавирус: меры предосторожности или умственное затмение?

Птичий грипп, свиной грипп, Эбола… Вроде бы не первый вирус в нашей истории. Как симпатичный микроскопический шарик с протуберанцами (отсюда и название вируса — от слова «корона», которая обрамляет диск при солнечном затмении), входящий в семью 40 своих собратьев, поставил с ног на голову всю планету?

Сказка Корнея Чуковского про Тараканище словно ожила, и мы отключаем здравый смысл и поддаемся массовой панике. Об опасности вируса спорят даже биологи и вирусологи, но общественное мнение выносит свой вердикт: спасайся, кто может!

В такой ситуации срабатывают глубинные защитные механизмы: замри (перестаем вести активный и привычный образ жизни), беги (уносимся врассыпную, подальше от «источника» заразы, чтобы спрятаться в укромный уголок собственной квартиры) и бей (ищем виноватых, нападаем на врага — отправляем чихнувшего домой или в стационар на карантин, требуем от коллег и даже незнакомых носить маски, мыть руки).

Но именно в таких критических обстоятельствах моментально проявляется непоследовательность, которая как раз и ставит под сомнение адекватность реакции общества и принятых мер. Если все так опасно, то почему так много вопросов к принимаемым мерам? Многие из нас замечают двойные стандарты.

Не послушались — сами виноваты

«Я прилетела из Италии еще до закрытия границы, — рассказывает Татьяна. — Ощущение, что попала в Средневековье. Относятся ко всем, прибывшим из-за границы, как к прокаженным, но при этом в другое время люди могут спокойно ходить на работу с ОРВИ — это норма нашей жизни.

Прилетевших из-за рубежа предлагают отправлять на карантин, но при этом стюардессы на карантин не отправляются, никто их особо не проверяет, а они-то больше и чаще всех контактируют с пассажирами. Мои коллеги, когда узнали, что я была в Италии, согласились ходить в офис только при условии, что я буду работать из дома. Ужасно неприятно чувствовать себя изгоем».

С одной стороны, всеобщая самоизоляция, попустительство — с другой. А за всеми мерами («не пущать», закрыть, ограничить) кроется вовсе не попытка усмирить напасть, а перекладывание ответственности с власти на граждан, считают некоторые публичные люди. И если эпидемия будет разрастаться, то это они виноваты, а власть ни при чем, ведь это несознательные граждане не послушались запрета.

Всех приезжающих огульно объявляют вне закона и отправляют на карантин без каких бы то ни было достоверных тестов и анализов, — тысячи людей, прилетающих на самолетах из Европы, уверен известный журналист Михаил Зыгарь. Об этом он написал на странице в Facebook: (запрещенная в России экстремистская организация) «Ужасно интересно, когда наступает зомби-апокалипсис, какие законы человека еще действуют, а какие уже нет. Существуют ли еще права человека? Международное право?..

Мы забываем, что мир настолько неоднородный, что удержать вирус на 100% невозможно в принципе

Эпидемии (как и другие глобальные катаклизмы) — это отличный тест для правовой системы всех стран. Оказывается, все прежние права существуют только тогда, когда мы живем в стерильном мире. Любая загадочная бактерия, вирус, прочая мистическая нечисть сразу на психологическом уровне отменяет все прежние законы.

Все всего боятся: кто-то — вируса, кто-то — «черного воронка», который забирает прилетевших из Италии. Животным ужасом. Никому не приходит в голову вспоминать о здравом смысле, правах, адвокатах. Паника и страх неведомого очень сильно недооценены с юридической точки зрения».

Мы забываем, что мир настолько неоднородный (климатически, законодательно, социально и экономически), что удержать вирус на 100% невозможно в принципе. Система здравоохранения и прочие институты власти устроены по-разному: где-то на высоком цивилизованном уровне, где-то на уровне африканского поселения. Как и возможности диагностики.

«Вкратце хочу объяснить, откуда в Италии вдруг столько заболевших и заразившихся, — рассказывает Наталья, живущая два года в итальянском Термоли. — Италия — единственная страна, где любой (повторяю, любой!) человек может сдать тест совершенно бесплатно! Для сравнения: в Германии стоимость этого анализа — 250€, в США — 1000$.

Вирус страну не выбирает! Просто медицина на высшем уровне, честность и организованность правительства в принятии мер, оптимизм и жизненная позиция итальянцев меня очень удивили. Страна, где в магазинах всегда есть влажные дезинфицирующие салфетки, биде в каждом туалете, а фрукты в магазине и на рынке всегда накладывают в перчатках... Ни одного дня перебоя с масками! Все, все есть в аптеках».

Коронавирус: меры предосторожности или умственное затмение?

Пандемия или истерия?

В метро, на улице, в супермаркетах — везде люди говорят только об одном: «Corona, Corona, Corona». Все больше случаев заболевания фиксируется и подтверждается. По состоянию на 9 марта 2020 года статистика такова: количество заражений — 110 034 (+4 008 новых случаев за сутки), количество смертей — 3 656 (+64 за сутки), количество выздоровлений — 60 660 (+738 за сутки). Общее число стран, где зафиксирован коронавирус, достигло 105.

Цифры большие, но грипп уносит больше жизней, причем ежегодно. Сайт Роспотребнадзора РФ подтверждает: «Ежегодно в период сезонных эпидемий гриппом болеет от 5 до 10% всего населения планеты, что составляет порядка 1 млрд человек. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно от гриппа погибают до 650 тысяч человек».

Статистика — это всего лишь цифры. К сожалению, за ними — реальные люди, которые умирают, и это большая трагедия для их семей (а счет умершим идет на тысячи в мировом масштабе). Мы можем посочувствовать им. И постараться позаботиться о себе и своих семьях: проявить ответственность не только за свою жизнь, но и жизнь окружающих — действительно посидеть дома, воспользоваться какими-то базовыми средствами дезинфекции, чтобы остановить передачу вируса.

Та же ВОЗ в пресс-релизе пишет, что коронавирус — это не просто пандемия, но и массовая инфодемия. Другими словами: мы тонем в обилии, переизбытке информации — некоторые источники надежные, некоторые — нет. Определить, какому можно доверять, крайне сложно.


Интерактивная карта распространения коронавируса. Загрузка может занять несколько минут.

И мы задаемся вопросом: отмена поездки — такая уж разумная мера предосторожности, или это дань всеобщей истерии, вызванной инфодемией? Организаторы крупных мероприятий не перестраховываются ли, откладывая свои праздники и конференции? И можем ли мы теперь опустошать супермаркеты с чистой совестью, запасаясь, как в худшие времена, солью, макаронами и спичками?

В некоторых странах люди не выходят из дома добровольно, а некоторых сажают под «домашний арест» насильно, как нашу героиню Татьяну. Но все ли успели запастись необходимым? Бедные студенты еще могут как-то импровизировать на кухне с макаронами и консервами. Но есть люди, которые не могут легко заменить обычный рацион. Или им приходится искать среди опустевших прилавков нужный товар.

Например, пожилые люди, которые внезапно не находят туалетную бумагу в супермаркете за углом и иногда вынуждены идти пешком до следующего. Или люди с иммунными заболеваниями, которые — даже без «короны» — надеются на дезинфицирующие средства, а их попросту нет из-за ажиотажа.

И если мыла и теплой воды достаточно, чтобы мы могли смыть вирус, то истерия не проходит даже с дезинфицирующим гелем. Почему же именно с этим вирусом происходит такой ажиотаж? Быть может, не только информации слишком много, но и мы не склонны ей доверять, опираясь на предыдущий опыт, когда даже официальные заявления властей нужно было «делить на восемь»?

Коронавирус: меры предосторожности или умственное затмение?

Моя реакция — мой выбор

«В любом человеке, пусть и в небольшом количестве, присутствует паранойяльный компонент: уровень смертности (не по объективным цифрам в сравнении с другими заболеваниями), масштаб распространения, несмотря на его скорость, по ощущениям не соответствуют предпринимаемым усилиям по нейтрализации вируса, — объясняет психодраматист, тренер-ассистент МИГИП Оксана Рыбакова. — Можно подумать, что нам что-то недоговаривают, что, может быть, на самом деле все гораздо хуже.

И тогда нужно закупать продукты, драться в аптеках за маски, отменять командировки, измерять температуру в аэропортах, отправлять фотографии прибывших в систему распознавания лиц, объявлять карантин». И, как и в отношении любой теории, в ней наверняка есть доля правды и доля выдумки. Правда где-то посредине. Как все мы знаем из учебников истории, в появлении любой информации всегда кто-то заинтересован, но есть и ярые противники ее распространения.

В атмосфере постоянных информационных войн, противостояния явного и скрытого, «третьей информационной войны», которой нас пугают последние годы, как раз редкостное единодушие мировых лидеров, поддержка общих мер борьбы настолько непривычны и удивительны, что даже это усиливает подозрение: раз политические противники объединились, значит, дело совсем плохо.

«Если много тревоги, страха и недоверия, если непонятно, что делать, проще всего выбрать кого-то, против кого можно объединиться. И сейчас это происходит как с вирусом в целом, так и с отдельными людьми из зон его распространения, — поясняет психолог. — От этого, конечно, не становится легче, но по крайней мере понятно, что ситуация изменится, когда эпидемия пойдет на спад».

Предпринимаемые в этот раз мероприятия по контролю за распространением коронавируса действительно беспрецедентные. «По крайней мере, на моей памяти ничего аналогичного не было, — комментирует Оксана Рыбакова. — Я бы рекомендовала тем, кто оказался «заключенным» в четырех стенах дома или больницы, постараться воспринимать ситуацию объективно.

Вы не можете контролировать то, что происходит в связи с распространением коронавируса

Попробуйте представить себя на месте коллег: вам сообщают, что выходит на работу сотрудник, вернувшийся из Китая. Если подтвердится коронавирус, вас отправят на больничный, плюс придется изолировать родных, проживающих с вами. Сделайте скидку на общее состояние нервозности и паники: информации слишком много, она поступает беспрерывно и отовсюду, частично правдивая, частично спекулятивная и непроверенная. Вирус новый, вакцины от него пока нет».

Многие компании, следуя рекомендациям Роспотребнадзора и Ростуризма, приняли внутренние приказы о том, чтобы ограничить выезд за рубеж, а уж если кто-то и побывал там, то обязательно уведомить руководство и провести 14 дней на домашнем карантине.

«Если вы оказались в карантине, воспользуйтесь этой паузой для себя — книги, фильмы, онлайн-курсы, сон, дела по дому, которые давно откладывались. Это не первая и не последняя эпидемия, она тоже закончится», — рекомендует психолог.

Но что делать, если страху и панике поддались мы сами? Например, Ольга, врач с 25-летним стажем, признается: ей стыдно, но она боится. Бояться неизвестного — абсолютно нормально, а коронавирус пока даже для медицинского сообщества новый и неизученный, убеждена Оксана Рыбакова.

«Постарайтесь разделить ваши страхи на рациональные (обоснованные и призванные вас защищать) и иррациональные (пугающие вас) — такие, как, например, ожидание конца света, мгновенной смерти, страх выходить из дома. Рационально проявлять большую осторожность и внимание к своему состоянию здоровья (но не паниковать), если вы были в одной из стран с зафиксированной вспышкой коронавируса: в Китае, Южной Корее, Иране, Италии, Франции, Германии, Испании, Швейцарии, Великобритании, Норвегии и США — или контактировали с кем-то, кто недавно из этих стран вернулся.

На ваших плечах не лежит ответственность за все человечество, и вы абсолютно точно не можете контролировать то, что происходит в связи с распространением коронавируса. Это нормально. Справляться со страхом и паникой в условиях мировой истерии сложно. Постарайтесь снизить поток входящей информации, смотрите на цифры и статистику. Если вам будет спокойнее, сделайте базовый запас продуктов, купите санитайзеры для рук, ходите пешком там, где это возможно. И постарайтесь относиться ко всему с юмором».