Когда слезы подрывают вашу компетентность: типичные ситуации

Эмоциональный плач — уникальное человеческое поведение, которое отчасти объединяет людей. Кроме того, слезы помогают снизить стресс и сбросить психологическое напряжение. Но помимо положительных эффектов существует обратная сторона — слезы часто считаются признаком слабости и несдержанности.

Польские ученые задались вопросом, влияет ли плач на то, как окружающие воспринимают нашу компетентность в том или ином вопросе. Чтобы выяснить, влияет ли плач на суждения о профессионализме, испытуемым показывали изображения как плачущих, так и спокойных людей. 

Каждая фотография сопровождалась коротким текстом, описывающим контекст, который мог быть положительным, отрицательным или нейтральным. Например: «Снимок сделан в момент, когда девушка воссоединилась с любимым человеком, которого не видела много лет». 

В результате работы выяснилось, что слезы мало влияют на восприятие компетентности

Бóльшую роль играет ситуационный контекст. Так, плачущие люди воспринимаются как некомпетентные только в определенных условиях. Например, когда человек плакал в эмоционально нейтральной ситуации (во время стирки или похода в магазин) и наблюдатели не могли сказать, в чем причина его слез, они считали его реакцию неуместной и, как следствие, плачущего — некомпетентным.

Интересно, что наличие слез ассоциировалось как с беспомощностью, так и с честностью. Если человек плакал в ситуации, где слезы были неуместны или излишни — его считали беспомощным, и компетентность в глазах других людей снижалась. И напротив, если человек плакал в подходящей ситуации, его компетентность повышалась. 

Со слов ученых, результаты показывают, что, как и другие эмоциональные выражения, плач нельзя изучать вне контекста ситуации. Поэтому, чтобы определить корни популярных негативных представлений о слезах, необходимо сосредоточиться на том, как контекст меняет их общее восприятие.


Wróbel, M., Wągrowska, J., Zickfeld, J. H., & van de Ven, N. «Tears do not influence competence in general, but only under specific circumstances: A systematic investigation across 41 countries». Emotion, 22(2), 292-304.