Критик, жертва, пустота
Однажды Ричард Шварц провел исследование результатов терапии среди булимиков и обнаружил: они продолжают объедаться и исторгать из себя съеденное, не догадываясь о своем исцелении. «На вопрос „Почему?“ они бормотали что-то про части себя. Причем так, будто те не зависят от них и могут приказать им делать даже то, чего не хочется», — рассказывает доктор Шварц в книге «Мои разные „я“».
Психолог заинтересовался и попросил клиентов описать эти части. Они сделали это очень подробно. И даже рассказали, как те взаимодействуют. Эта внутренняя система оказалась похожей на внешние отношения. Так и родилось название: внутренние семейные системы (International Family Systems, IFS).
Например, клиенты говорили про внутреннего критика, который безжалостно набрасывается на них за каждую ошибку. Атака активирует часть, ощущающую себя обделенной, одинокой, опустошенной и никчемной. Это так тягостно, что на помощь спешит чревоугодие, превращающее человека в бездумную машину для поглощения пищи. Потом критик пеняет и за это, снова появляется ощущение никчемности, и так далее по кругу.
Сила воли не помогает
Большинство из нас верит в целостный разум, в котором возникают разные мысли, эмоции, импульсы и стимулы. Но Шварц считает: мы рождены с несколькими субразумами, постоянно контактирующими внутри нас. Мы называем этот процесс мышлением, поскольку части непрерывно переговариваются между собой и с нами. Когда одна часть говорит: «Давай!» — а другая: «Не вздумай!», мы осознаем обе мысли, но не задумываемся об их источниках.
Множественность осуждается нашей культурой: человек, состоящий из нескольких личностей, считается ненормальным. Поэтому мы боимся своих частей. Пытаясь управлять неприятными мыслями и эмоциями, мы подключаем силу воли: боремся, игнорируем, дисциплинируем, прячем свои импульсы. А потом мы стыдимся, что не способны «взять себя в руки».
Все это логично, если считать внутренние препятствия иррациональными мыслями, исходящими из единого разума. Но если понять, что все это — разные части нас самих, играющие свои роли, необходимость бороться отпадает.
Части — это защитники
Работая с клиентами, Шварц сначала пытался установить связь с частями, чтобы заставить их замолчать или остановиться. Например, советовал игнорировать критика или спорить с ним. Становилось хуже.
Тогда доктор стал просить клиентов выслушать тревожащие их части, а не бороться с ними. Выяснилось, что многие из них выполняют роль защитников: пытаются уберечь нас от ран и боли, которые пришлось когда-то перенести. Подобно детям из неблагополучных семей, эти части взяли на себя деструктивные роли ради защиты нашего «Я». Мы повзрослели — а они продолжают жить в прошлом, не зная, что теперь мы сами способны позаботиться о себе.
Что такое «Я»
Исследуя в процессе терапии какую-то из частей клиента, Шварц просил мешающие части отойти. К его изумлению, большинство клиентов отвечали: «Все нормально, она ушла», — после чего переходили в совершенно другое состояние. Они становились спокойными, любопытными, сострадающими и уверенными.
На вопрос о том, какая это часть, они отвечали: «Не такая же, как остальные, это скорее „Я“», «Это моя натура», «Я на самом деле такой». Так Шварц убедился: внутри каждого из нас есть взрослое, разумное «Я». Его нельзя испортить, его не надо развивать, оно само умеет исцелять проблемы внутренних и внешних связей.
«Я» лежит под самой поверхностью защитных частей, и, если открыть ему проход, оно ринется наружу.
Упражнение: знакомство с Защитником
Предлагаем сделать упражнение, которое поможет познакомиться с одной из ваших частей.
Сядьте поудобнее. Исследуйте свои тело и разум, обращая внимание на мысли, эмоции, ощущения и импульсы, заметные на фоне общей массы.
Если какая-то мысль или эмоция сильнее остальных, сосредоточьтесь на ней на минуту и определите, где она: внутри тела или вне его.
Потом подумайте, что вы чувствуете к ней. Например, она вам не нравятся, раздражает, вы ее боитесь. Если, помимо искреннего интереса, вы почувствовали что-нибудь еще, попросите части, которые не любят или боятся целевую часть, расслабиться и дать вам возможность непредвзято пообщаться.
Когда эти части уйдут, начинайте общение с целевой мыслью или эмоцией. Спросите, что ей нужно. Дождитесь ответа. Если он получен (ответ приходит не всегда, это нормально), спросите, что случится, если часть перестанет делать то, что делает. Из ответа вы узнаете, как она вас защищает.
Поблагодарите часть за помощь и посмотрите на ее реакцию. Спросите, что ей понадобится от вас в будущем.
Выбрав подходящий момент, переключите внимание во внешний мир и поблагодарите свои части за все. Скажите, что вам еще не раз представится шанс пообщаться, потому что вы хотите ближе узнать их.
Нас учили, что человек — цельная личность. Но иногда мы слышим внутренние голоса, которые не соответствуют идеальному представлению о себе. Тогда мы чувствуем страх или стыд. Исследования доктора Ричарда Шварца бросают вызов теории «мономозга». По его словам, в каждом из нас есть несколько субличностей и лишь признав их, можно избавиться от внутренних противоречий.
Ричард Шварц «Мои разные „я“. Что такое субличности и как знание о них поможет проработать травмы и обрести внутреннюю целостность»