На что мы в первую очередь обращаем внимание, когда ищем потенциального партнера? На его внешность? Интеллектуальные способности? Душевные качества? Британские ученые из Университета Суонсии провели самое масштабное в истории исследование подобного рода. В нем приняли участие почти 2500 испытуемых из США, Великобритании, Австралии, Норвегии, Сингапура, Малайзии и Индонезии.
Участникам раздали определенный «бюджет» для оценки потенциальных партнеров и попросили «собрать» идеального кандидата, покупая те или иные характеристики, в числе которых были:
физическая привлекательность,
хорошие финансовые перспективы,
чувство юмора,
креативность,
доброта,
религиозность,
целомудрие,
желание стать родителем.
Понаблюдав за тем, как участники тратили «бюджет», ученые выяснили, какие качества испытуемые считали необходимыми, а какие — роскошью (на «роскошь» те обычно тратили дополнительные «деньги», если их получали).
В целом все участники, независимо от пола и страны происхождения, посчитали доброту главным необходимым качеством потенциального партнера: в условиях ограниченности бюджета они были готовы потратить почти его четверть на эту характеристику.
И это новый поворот в подобного рода исследованиях. До этого психологи уже изучали предпочтения, касающиеся личности потенциального партнера, его или ее способности зарабатывать, физической привлекательности, строения тела и даже сексуальной истории, но никогда еще не проводили разделения между необходимыми характеристиками и «роскошью».
«То, как мы расставляем приоритеты при выборе потенциального партнера, остается малоизученным», — говорит главный научный сотрудник Университета Суонси Эндрю Томас. Опираясь на алгоритм исследования, Томас и его команда рассчитывают выявить паттерны того, как люди расставляют приоритеты в этом вопросе.
Виновата эволюция?
В попытке объяснить полученные результаты ученые обратились к эволюционной психологии. То, что люди так ценят в потенциальных партнерах доброту, логично: в прошлом это качество было крайне важно с репродуктивной точки зрения.
Мы считаем, что добрый и эмпатичный партнер способен поддерживать длительные отношения, быть хорошим родителем и делиться ресурсами
С точки зрения эволюционной психологии также вполне объяснимо, почему для мужчин на втором месте стоит внешняя привлекательность партнерши — на это качество они готовы потратить до 23% своего «бюджета». Исследования показывают, что для мужчин привлекательное лицо женщины бессознательно ассоциируется с ее репродуктивной способностью.
Кроме того, некоторые полагают, что дети привлекательных партнеров, вырастая, сами становятся потенциально желанными. Так что неудивительно, что и женщины относят красоту к разряду необходимых качеств.
Чего хотят женщины?
Еще один критерий, на который женщины готовы потратить значительную часть «бюджета», — финансовые перспективы: они относят эту черту к разряду необходимого, тогда как мужчины считают «роскошью».
В книге «Почему мы любим» антрополог Хелен Фишер приводит этому такое объяснение (уходящее корнями в эволюционную психологию): во время долгого и сложного периода вынашивания и рождения ребенка женщине нужно, чтобы рядом был надежный добытчик, а у мужчин, достигших финансовой стабильности, больше шансов стать таковыми.
Кроме того, Фишер напоминает, что, когда люди освоили навык прямохождения (примерно 3,5 миллиона лет назад), матери перестали носить детей на спине и взяли их на руки. Руки теперь были заняты, собирать еду не получалось, и понадобился партнер-кормилец.
Культурные различия
Помимо межполовых, исследование выявило и ряд культурных различий. В отличие от женщин с Востока, западные женщины больше ценят потенциальное желание партнера завести детей.
Томас объясняет, что в связи с повсеместным распространением контрацепции в западных странах создание семьи там — осознанный выбор, в противовес тому, как это происходит на Востоке. Вполне понятно, что те, кто хочет завести детей, ищут партнеров со схожими желаниями.
Как бы то ни было, эти различия довольно несущественные: все мы, и мужчины, и женщины по всему миру, хотим плюс-минус одного и того же, — доброго партнера, который сможет о нас позаботиться.