Какие ошибки в воспитании оставляют «шрамы» на психике, или Как вырастить невротика

Кадр из фильма «Игрушка»

Фото

Соцсети

Большие умственные и физические нагрузки, поголовная увлеченность гаджетами, общая нестабильность в мире… Мало того, что все это отражается на детской психике, приводя к невротическим состояниям. Так еще и родители неосознанно «подпитывают» негативом, что в будущем пагубно сказывается на ментальном состоянии повзрослевшего человека.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С НЕВРОЗА

Невроз — функциональное расстройство психики, которое развивается в результате длительных эмоциональных переживаний. Особенности детских неврозов напрямую зависят от возраста. Впервые невротические состояния могут проявиться в возрасте 2-3 лет, когда ребенок начинает осознавать свою значимость и демонстрировать свое «я».

Распространенные детские неврозы

  • Истерия — часто проявляется у детей младшего возраста в виде плача, падения на пол, ударов ногами или головой об пол.

  • Неврастения — проявляется у детей от 10 лет и старше, выражается в раздражительности, нарушениях сна, неусидчивости, быстрой утомляемости.

  • Неврозы навязчивого состояния — тут два подвида: невроз навязчивых движений (вздрагивания, подергивания) и фобий (боязнь темноты, страх отвечать на уроках).

  • Энурез — ночное недержание мочи, которое может наблюдаться у детей младшего и дошкольного возраста.

  • Пищевой невроз — проблемы с аппетитом, ребенок может медленно принимать пищу, слишком долго жевать, наблюдается рвотный рефлекс.

  • Депрессивный невроз — чаще всего наблюдается у подростков и проявляется в подавленном настроении, нежелании учиться, стремлении к одиночеству.

  • Ипохондрический невроз — проявляется в чрезмерной озабоченности своим здоровьем и боязнь чем-то заболеть или получить какую-либо травму.

Частые перепады настроения, раздражительность, нарушения сна и аппетита, повышенная обидчивость, высокая мнительность, проблемы с ЖКТ и жалобы на головную боль, нерешительность и замкнутость — все это является поводом задуматься над тем, а не в родителях ли кроется первопричина?..

ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ В ВОСПИТАНИИ

И вот тут мы подходим к главному. К ошибкам в воспитании детей, которые зачастую и являются корнем детских переживаний и невротических состояний.

Ошибка № 1 — гиперопека

Вы вообще задумывались, откуда «родом» это желание «подстелить соломку» своему ребенку? Безграничная любовь? Или сублимация своих собственных страхов? А может, банальный эгоизм и переживания за то, что какие-то его попытки делать что-либо самостоятельно доставят вам неудобство и дискомфорт?

Ребенку важно учиться быть самостоятельным. Важно ошибаться. Ведь только так в нем развивается личность.

Ошибка № 2 — авторитарность

Как же любят некоторые родители командовать детьми и требовать беспрекословного подчинения. С оговорками «я взрослый, я лучше знаю». А потом удивляются, почему подрастающий ребенок либо хамит, либо сбегает из дома и делает все наперекор.

Дети нуждаются в не меньшем уважении, чем взрослые. И тут важно понимать, что дети в результате перенимают родительскую модель поведения. Недаром же говорят: если хочешь узнать о родителе — посмотри на его ребенка. И наоборот.

Ошибка № 3 — неприятие

Ответьте себе честно на вопрос: «Вы зачем хотели стать родителями?» Потому что так в обществе заведено? Или потому, что «маленькие пупсики — это мило»? Ребенок — не игрушка. Это целая «планета», экологичное формирование которой вам доверено до поры, до времени. Эта «планета» требует к себе постоянного внимания и вовлеченности во все ее процессы.

И вместо того, чтобы «затыкать» ребенка мультиками, гаджетами и прочим, важно включаться в его чувства и ощущения, в его эмоциональное состояние.

Ошибка № 4 — вседозволенность

Если одни родители устраивают авторитарный режим ребенку, то другие, наоборот, лишают его какого-либо контроля. Мол, пусть учится самостоятельности с малых лет.

Учиться важно и нужно, но с заботой и помощью родителей. Именно это необходимо растущему человеку. Чтобы ему помогали открывать этот мир и себя в нем, а не «забивали» на него полностью, вуалируя свою незаинтересованность в воспитании свободой выбора.

Ошибка № 5 — чрезмерная жестокость

Обозначение негативных последствий поступков ребенка, озвученные взрослым спокойным голосом, с объяснением, почему именно ребенок заслужил их, полезно для его развития. Но часто случается так, что родители начинают орать на ребенка, бить его и придумывать жесткие меры наказания. Так в мире появляются агрессоры.

Психологи из Гарварда проводили исследования и доказали, что даже шлепки и подзатыльники оказывают негативное влияние на психику ребенка. В его голове формируется установка: самый важный и любимый человек доставляет боль.

Ошибка № 6 — конфликты в семье

Когда ребенок становится свидетелем или соучастником взрослых «разборок», это всегда негативно отражается на его психоэмоциональном состоянии.

Регулярные скандалы, шумные выяснения отношений между родителями, оскорбления одного в адрес другого на глазах у ребенка — очень серьезная травма для детей, приводящая к грустным последствиям в их уже взрослой жизни. Именно частые конфликты в семье провоцируют развитие страха близости в отношениях, неуверенность в себе, неспособность понимать свои желания, инфантилизм, «вживание» в роль жертвы.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ

Мы все знаем, что из себя представляют шрамы на теле. А задумывался ли кто-то, что шрамы на психике тоже имеют место быть? И коварство этих шрамов в том, что разглядеть, распознать их можно далеко не сразу.

Они есть у каждого из нас. И, к сожалению, вырасти без них невозможно, поскольку живем мы все в неидеальном социуме. Но сократить количество таких «рубцов» у ребенка совершенно точно под силу каждому родителю, если соблюдать совсем несложные правила.

  • Мнение ребенка важно уважать и считаться с ним с малых лет. Это не значит, что нужно ему потакать во всем. Это значит — давать ему понять, что он важен и нужен.

  • Никогда не говорить ребенку плохое про его второго родителя. Это очень сильно впоследствии отражается на его взаимоотношениях с противоположным полом и социумом в целом.

  • Говорить с ним постоянно, интересоваться не только успехами в учебе, но и его настроением, чувствами, ощущениями. Для этого достаточно регулярно устраивать совместный досуг.

  • Обнимать. Некоторые считают, что все эти «телячьи нежности» приводят к бесхребетности в детях. Однако в детском возрасте наиболее понятен именно тактильный язык любви.

  • Верить в своего ребенка. Не говорить ему, что у него что-то не получится. Не вселять в него сомнения. Нам, взрослым, важно, чтобы кто-то в нас верил. Представьте, как важно это вашему ребенку, для которого вы — главный человек.

У каждого из нас есть все возможности воспитать психологически здорового человека. Но начинать, конечно же, нужно с работы с собой — прежде всего, со своим эмоциональным состоянием. Труд нелегкий, но однозначно плодотворный и созидательный.

Наталья Журавлева

Журналист, популяризатор психологии и нейропсихологии, автор ТГ-канала «Записки интуита»

ТГ-канал «Записки интуита»