Индустрию моды давно критикуют за пропаганду нереалистично худого женского тела. В 1980-х годах исследователям удалось доказать, что мужчинам вовсе не настолько нравится худощавое телосложение, насколько мы привыкли считать.
В прессе это открытие интерпретировали как свидетельство того, что мужчины считают тощих супермоделей непривлекательными, предпочитая пышные формы. И 40 лет спустя цитатами из этих статей пестрят статьи в популярных изданиях.
Профессор психологии Северо-Западного университета США Рене Энгельн совместно с коллегой Сарой Н. Джонсон решили проверить утверждение, что женщины находят стройных моделей привлекательными, а мужчины — слишком худыми.
Результаты показали: и мужчины, и женщины переоценивают привлекательность манекенщиц для другого пола. Заблуждаются и те, и другие.
В более ранних исследованиях ученые использовали шкалу рисунков с женскими силуэтами. А Рене Энгельн со своей группой использовали реальные фотографии супермоделей. На них было видно как минимум три четверти тела, а лица закрывались, чтобы их черты не влияли на выбор.
Мы видим фигуры фотомоделей, они создают в нашем сознании некий образ, идеал, к которому женщины осознанно и неосознанно стремятся
Более 1000 добровольцев оценивали, насколько привлекательным им кажется тело каждой участницы и насколько она худая — по шкале от «слишком худая» до «слишком толстая». Помимо этого мужчины угадывали, какой будет оценка женщин, а женщины пытались предсказать мнение мужчин.
Результаты исследований приводили к одному выводу: женщины сильно переоценивали то, насколько мужчинам нравятся безукоризненные тела манекенщиц. При этом и мужчины ошибались, пытаясь дать оценку моделям от имени участниц опроса.
Мужчины думали, что женщины считают худые тела идеальными. А женщины предполагали то же самое относительно мужчин. В действительности и те, и другие отмечали, что модели слишком худые.
Данные исследования снова показывают, что мужчин привлекают более полные женские тела, чем те, что мы видим фотографиях в модных журналах. Но не все женщины прислушиваются к этому аргументу. Образ привлекательного женского тела у многих представительниц слабого пола сформировался еще в детстве.
С ранних лет мы смотрим на рекламные образы, героинь популярных фильмов, актрис и икон стиля. Мы видим фигуры фотомоделей, и они создают в нашем сознании некий образ, идеал, к которому женщины осознанно и неосознанно стремятся. Даже злополучная кукла Барби соответствует тому же недостижимому стандарту.
Совершенно естественно, что, вырастая, мы начинаем комплексовать, если наша индивидуальность, уникальность не соответствует этому образу.
Желание женщин перестроить свое тело в соответствии с заданными стандартами приносит огромную выгоду бизнесу. Всевозможные средства для похудения, программы и марафоны, книги о волшебных диетах, пластическая хирургия... Список тех, кто наживается на этом женском заблуждении, весьма обширен.
Такие тренды, как бодипозитив и привлечение более полных моделей для рекламы, как правило, принимают далеко не все. В некоторых случаях это просто попытка брендов сыграть на новых настроениях в общественном сознании и завоевать доверие покупателей.
Именно поэтому стоит еще раз обратить внимание на позитивный посыл психологических исследований. И мужчины, и женщины в большинстве своем голосуют за более реалистичные формы тела, а не за те образы, что пропагандирует индустрия моды. И если расширится размерный ряд моделей на подиумах, а в журналах мы будем чаще видеть тела «для жизни», а не только для выгодной демонстрации одежды, это наверняка привлечет больше доброжелательных откликов, чем критики со стороны широкой публики.